На окраине города Шуи (Ивановская область) стоит
интернат. Не простой, а специализированный: таких – по одному на
каждый регион России. Здесь живут дети-инвалиды с заболеваниями
центральной нервной системы. Обычная реакция на все, что связано с
этой темой, – отстраниться. Но некоторые реагируют иначе –
благодаря им и существует детдом. Оказывается, в дотационном
регионе с зарплатами ниже пяти тысяч рублей интернат может быть
оснащен не хуже, чем некоторые московские. Все это – силами
сотрудников и волонтеров.
Без меценатов - никуда
Сегодня в детдоме праздник – торжественное
открытие игровой площадки. Заказать ее было непросто. Она сделана с
учетом особенностей больных детей, а закон о тендерах препятствует
специализированным заказам, чтобы не ущемлять одного производителя
по отношению к другому. Тем не менее все удалось так, как было
задумано.
Дети ждали праздника с самого утра. Не уснули в
тихий час, но полны сил. Очень рады – музыке, шарикам,
москвичам-аниматорам. Они всегда радуются как никто другой.
«Сколько ни снимал, впервые вижу такой восторг, – признается
гость-фотограф. – Обычные дети угрюмо сидят и ждут, когда же все
закончится. Особенно дети состоятельных родителей. А у этих – глаза
горят. Все норовят подбежать, обняться». Обделив малышей, судьба
избавила их от депрессии, столь распространенной нынче среди
школьников и не только.
Конечно же регион не мог потратиться ради
интерната на лучшую площадку в городе. Рассчитывать на федеральный
бюджет в таком деле тоже бессмысленно. Но нашелся спонсор –
благотворительный фонд «Под звездой надежды», образованный
инвестиционной компанией «Метрополь» и ее клиентами. Цена площадки
не сообщается, даже в приватной беседе журналистам не отвечают на
этот вопрос. Узнав, что областные чиновники хотят похвастаться
перед камерой размером привлеченной суммы, представитель фонда
отговаривает их.
Интернат в Интернете
Кабинет Елены Геннадьевны Королевой, директора
интерната, – маленький и скромный. Разместить с десяток гостей
удается с трудом. «В тесноте, да не в обиде», – говорит Елена
Геннадьевна, разливая гостям чай.
Педагог по образованию, она стала ухаживать за
больными с поражением ЦНС в 1996 году. Выбор был продиктован
простой причиной: безработицей. Поработав, Елена Геннадьевна
прониклась. Получила второе образование – по специальности
дефектолога. Постепенно «дослужилась» до директора детдома.
«Главная особенность нашего учреждения –
открытость, – говорит она. – К нам приезжают множество волонтеров,
преимущественно из Москвы. Они узнают о нас благодаря Интернету.
Занимаются с детьми, помогают обустраивать помещения».
Штат детдома полон: 180 сотрудников на 120
детей. Группы для занятий маленькие: 7–8 человек. На каждую
приходится по три персональных педагога. Они общаются с детьми на
равных, не считая их «другими». Некоторые уделяют работе по 12
часов в день – больше, чем своим семьям. Коллектив учреждения –
постоянный. Ежегодно на работу в интернат просятся выпускники
Шуйского государственного педагогического университета, однако
принять их нет возможности: некуда.
Учение – свет
70% детей в интернате – отказники. Остальные
находятся здесь потому, что нуждаются в постоянном наблюдении. Сюда
направляют тех, кого не берут в коррекционную школу. Здесь их учат
читать и писать.
Директор показывает гостям учреждение. Заходим в
один из классов, где малыши. «Привет!» – радуется девочка, видя
Елену Геннадьевну. – «Ты мое счастье!» – отвечает она. «А ты –
мое!» – говорит девочка и бросается ей на шею.
В другом классе – ребята постарше. Шьют.
«Хотите, покажу хомяка?» – спрашивает ученица и бежит к «живому
уголку». «Он же кусается», – говорят ей взрослые. «Меня не укусит»,
– отвечает ученица. Оператор просит повторить сцену на камеру. «А
Ваня-то как усердно шьет – тоже хочет в кадре хорошо выглядеть», –
замечает Елена Геннадьевна.
Дальше – кабинет психолога. Здесь проходят
ролевые игры (в интернате даже есть театральная студия, которая
включена в реестр специализированных театров России). Такие занятия
развивают мыслительную деятельность, эмоциональную сферу и
способность общаться. Здесь же – игры с песком и водой. Песок
способствует моторике пальцев, горячая и холодная вода – тактильной
чувствительности.
Затем – компьютерный класс, оплаченный из
федерального бюджета. Клавиатуры – особенные: с большими клавишами,
которые разделены перегородками (чтобы детям было легче
координировать пальцы для нажатия). На компьютерах дети проходят
развивающие программы.
Вера в себя
По достижении 18-летия ребята живут под
присмотром близких людей или в учреждениях для взрослых. Двое
выпускников интерната создали семьи. Шестеро – окончили ПТУ. «Для
поступления в ПТУ требуется хотя бы коррекционное образование. Но
даже если у ребенка за спиной есть лишь несколько классов
коррекционной школы, я добиваюсь, чтобы его приняли в училище. Пока
не примут, не отстану», – рассказывает Елена Геннадьевна.
Выпускник детдома Денис Кондратьев, перейдя на
содержание в московскую больницу, стал своего рода знаменитостью.
Однажды в больницу с визитом наведался президент Дм. Медведев, и
между ними состоялась беседа, которую показали в новостях. Денис
сказал, что хочет стать юристом.
«У Дениса хорошо развиты вербальные навыки, он
умеет произвести впечатление, – отмечает Елена Геннадьевна. – В 19
лет у него нет среднего образования – в коррекционной школе дважды
отказались принять его. Наши дети не относятся к себе критично,
поэтому верят в себя. Я в него тоже верю. Высшего образования никто
из таких людей не получал, но мы не знаем, что будет впереди».
Как на Руси
В коридоре встречаем уже знакомого нам Ваню.
Завидев нас, переходит на бег. «На публику работает», – поясняет
Елена Геннадьевна и ведет нас дальше – в отделение «Милосердие».
Здесь содержатся дети, которым необходим постоянный постельный
режим. «На это стоит взглянуть, – советует мне представитель фонда.
– Такое зрелище избавляет от глупых переживаний на пустом месте.
Первым делом мы закупили для детдома памперсы…»
Директор рассказывает, как была организована эта
спальня. Ремонт – дело рук местных плотника и сантехника,
мультяшная роспись стен – одной из преподавательниц. Кроватки все
разные – доставлены разными волонтерами.
У меня вырывается вопрос: «Что было с такими
больными людьми до того, как в обществе появился гуманизм?»
«Чувствую себя, как экзамене по истории дефектологии, – говорит
Елена Геннадьевна. – На Руси был не гуманизм, а гуманность – дома
призрения (именно через «и», то есть дома пригляда, присмотра). Не
на государственном, а на человеческом уровне к таким людям
относились хорошо – гораздо лучше, чем теперь. В советское время
отношение к ним ухудшилось (их как бы не существовало, все были
«плечисты и крепки»). Сейчас оно меняется в лучшую сторону,
особенно в столице. Неслучайно большинство наших волонтеров –
москвичи».
Под конец встречи директор спрашивает, что нам
не понравилось. Придраться не к чему. Классы оборудованы красивой
мебелью и игрушками. Состояние здания тоже не вызывает критики,
благо интернат существует не так давно – с 1989 года. Приходится
озвучить единственное замечание: на входе учреждение смотрится
по-советски – плитка не эстетична…
«Понимаю вас, – отвечает Елена Геннадьевна. – Со
стороны заметны именно такие вещи. Трудно увидеть детдом так, как
его видим мы. Для вас Ваня, который бежит по коридору, – это просто
Ваня, а мы помним, чего ему стоило побежать в первый раз».
…Отъезжая от детдома, смотрим на окна – от них
не отходят дети. Прощаются, машут руками и шариками. От детей веет
добром, потому что им дарят его каждый день, каждый час. На таких
воспитателях добро стоит и стоять будет.
http://www.argumenti.ru/news/2011/09/14/124803