"Эльдорадо" уступило первое место по продажам
"М.Видео"
Ирина Ъ-Парфентьева
Впервые за последние 10 лет выручка сети бытовой
техники и электроники "Эльдорадо" оказалась меньше, чем у
ближайшего конкурента "М.Видео". Разница между валовыми продажами
ритейлеров в России (без учета франчайзинговых магазинов) в первом
полугодии составляет всего 1,7% -- 38,442 млрд руб. против 37,794
млрд руб. "Эльдорадо" объясняет, что пережило тяжелый год, и
рассчитывает вернуть себе лидерство по итогам 2009-го.
Примерно с 2000-го до 2009 года "Эльдорадо"
(образовано в 1994 году) было безусловным лидером рынка, говорят
ритейлеры. Даже по итогам прошлого года собственные продажи сети в
России ($4,1 млрд) превосходили выручку "М.Видео" ($3,255 млрд) на
27,1%. Но за январь--июнь ситуация поменялась -- "Эльдорадо",
согласно опубликованной вчера управленческой отчетности, закончило
полугодие с 37,794 млрд руб. (с НДС), а "М.Видео" -- с 38,442 млрд
руб. (с НДС). При этом выручка "Эльдорадо" сократилась на 29,4% по
сравнению с показателем за аналогичный период 2008 года. Общие
продажи "Эльдорадо" в России с учетом франчайзинга и сервисных
центров HiTechnic составили 39,635 млрд руб.
К снижению выручки, по словам гендиректора
"Эльдорадо" Игорь Немченко, привело закрытие 32 магазинов, не
соответствовавших "целевым показателям эффективности", и отказ от
политики поставок в кредит для франчайзи. "Это позволило
предотвратить рост задолженности со стороны партнеров",-- добавил
он. Объем кредитного портфеля в "Эльдорадо" не раскрывают. Господин
Немченко признает, что "разрыв с основным конкурентом сократился",
но не потерю лидерства, так как, по его убеждению, сравнивать нужно
общие продажи компаний, а не только -- собственные в России. Он
подчеркивает, что у "Эльдорадо" "лучшие качественные показатели по
итогам первого полугодия": "Рентабельность по EBITDA составила 8,1%
(у "М.Видео" на конец 2008-го -- 5,03%; данные по EBITDA за
полугодие компания пока не публиковала.-- "Ъ"), EBITDA -- 2,709
млрд руб. Для сравнения, в прошлом году наша EBITDA имела
отрицательное значение -- минус 1,939 млрд руб.".
Под брендом "Эльдорадо" и ЭТО работает около 770
магазинов бытовой техники в России и на Украине. Через СП развивает
торговую сеть "Сулпак" в Казахстане. Через две недели, по словам
господина Немченко, завершится сделка по продаже 50% плюс одна
акция кипрской компании "Фасиперо" (материнская компания
"Эльдорадо") чешской PPF Group, остальные акции останутся у
основателя сети Игоря Яковлева.
В "М.Видео" вчера не стали комментировать
результаты конкурентов. Аналитик ИФК "Метрополь" Мария Сулима
считает, что "смена лидера -- это временное явление".
"Отрицательная динамика выручки для "Эльдорадо" по полугодию
связана с негативными событиями прошлого года -- претензиями к
компании со стороны налоговых органов. Но сеть смогла
оптимизировать структуру, а ее рентабельность по EBITDA -- пока
самый высокий показатель по отрасли",-- добавила
аналитик.
Несмотря на падение продаж, "Эльдорадо" смогло
вернуть рыночную долю -- на начала 2009 года компания занимала
21,1% российского рынка бытовой техники и электроники среди
торговых сетей и независимой розницы, а сейчас -- 25,2%. К концу
года ритейлер намерен занять крупнейшую долю рынка -- до 30%, при
прогнозе выручки около 90 млрд руб., то есть вернуть себе лидерство
и на отдельном российском рынке, утверждает господин Немченко.
Планируется также продолжить оптимизацию бизнеса
-- во втором полугодии количество сотрудников сократится с 38 тыс.
человек в 2008 году до 17 тыс. Могут закрыться еще пять-десять
магазинов, из 27 складов останется 17. Сам Игорь Немченко сейчас
завершает проведение антикризисной программы в "Эльдорадо" и 1
сентября покинет сеть. Его место займет бывший топ-менеджер
корпорации Indesit Company Каха Кобахидзе.