Нефтяные компании «мутят воду» Согласно исследованию Standard &
Poors, в российской нефтяной отрасли значительно ухудшилась
ситуация с информационной открытостью
Екатерина Гуркина
Вчера рейтинговое агентство Standard & Poors
представило ежегодное исследование информационной прозрачности
российских компаний. Результаты отчета S&P сенсацией не
назовешь: самой откровенной отечественной отраслью остались
телекоммуникации, а «дело ЮКОСа» проявило себя в показателях
корпоративной открытости в среде российских нефтяников. Вчера
S&P обнародовало результаты своего отчета по исследованию
информационной открытости российских компаний. Исследование
проводилось по 60 российским компаниям, в числе которых 50 –
крупнейшие по капитализации и ликвидности акций, а также 10
компаний, чьи облигации торгуются на ММВБ в котировальных листах
первого и второго уровня. Итогом стал вывод вполне ожидаемый:
лидерство сохранилось за телекоммуникационными корпорациями. Зато
заметно ухудшились позиции большинства нефтяников. Подзаголовок
исследования содержит в себе непрозрачный намек на приближающееся к
кульминации «дело ЮКОСа»: «Позитивная тенденция сохраняется,
несмотря на политические барьеры». Впрочем, в первую пятерку попали
те предприятия, которые к Кремлю и его умирающей нефтяной жертве
имеют мало отношения: «Ростелеком», «Вимм-Билль-Данн», МТС,
«ВымпелКом» и «Дальсвязь». Кстати, по уровню общеотраслевой
транспарентности российский телеком тоже вырвался далеко вперед по
сравнению с другими сегментами рынка: согласно исследованию
агентства, уровень общего раскрытия телекоммуникационного сектора
составляет аж 72%. Между тем серебряный призер – область
«информационных услуг» – набрал 59%. Бронза досталась металлургам –
53%. Нефтяники с информационной открытостью в 52% заняли 4-е место.
Интересно, что в этом году очень резкий скачок (преимущественно в
«минус») совершили представители «нефтянки». Так, ЮКОС «уехал» с
11-го места на 44-е, «Сибнефть» – с 10-го на 15-е, некоторые другие
ведущие производители «черного золота» также «обрушились» сразу на
8-10 пунктов. Эксперты видят причины столь грустного явления все в
том же «деле ЮКОСа». «ЮКОС являлся самой открытой российской
компанией. Он первым раскрыл структуру акционеров, подготовил
международную финотчетность. В связи с этим нефтяные компании
поняли, что слишком много предоставлять о себе информации опасно,
отсюда столь низкий уровень корпоративной транспарентности у
отечественных НК», – сказала RBC daily эксперт ИК «ФИНАМ» Мария
Радина. Впрочем, НК «ЛУКОЙЛ» удалось вплотную подобраться к самым
откровенным компаниям: сейчас она занимает в общем списке 6-е
место. «Если раньше «ЛУКОЙЛу» приходилось по всем параметрам, в том
числе и по уровню транспарентности, догонять ЮКОС, то за последний
год компания действительно очень много внимания уделяла отношениям
с инвесторами и публикации международной отчетности. Тем более что
с августа 2002 г. ADR «ЛУКОЙЛа» включены в листинг Лондонской
фондовой биржи, а к акциям, котирующимся на западных рынках,
инвесторы предъявляют особые требования», – говорит Мария Радина. В
лидерстве же «Ростелекома» эксперты не видят ничего удивительного.
«Я совершенно согласна с тем, что «Ростелеком» – самая открытая
российская компания, по крайней мере в сфере телекоммуникаций. Дело
в том, что там очень хорошо функционирует служба по работе с
инвесторами. В отличие от некоторых других участников рынка, они
предоставляют максимально оперативную и полную информацию о своей
деятельности, которая нужна не только непосредственно инвесторам,
но и аналитикам для исследований и моделирования», – отметила в
беседе с RBC daily эксперт ИК «АТОН» Надежда Голубева. Кстати
говоря, именно «золотоносец» «Ростелеком» позволил своему коллеге
по цеху «Северо-Западному Телекому» передвинуться с 20-й позиции
исследования S&P на 8-ую. «После прихода в «Северо-Западный
Телеком» топ-менеджера «Ростелекома» Сергея Кузнецова там стали
уделять гораздо больше внимания работе с инвесторами и раскрытию
информации о компании», – считает эксперт ИК «Метрополь» Дмитрий
Касьяненко. В целом же, отмечают эксперты S&P, индекс
транспарентности крупнейших российских компаний по сравнению с 2003
г. увеличился на 6% и составил 46%. «Компании, которые были
лучшими, остались лучшими, худшие остались в конце», – говорит
директор Службы рейтингов корпоративного управления Юлия
Кочетыгова. Специалисты агентства сошлись в том, что, несмотря на
положительную тенденцию, уровень корпоративного управления в России
остается ниже мировых стандартов. Так что нашим бизнесменам стоит
задуматься над этой проблемой: и «управляемость», и
транспарентность являются главными условиями внимания инвесторов к
той или иной корпорации, как, впрочем, и к конкретной стране. Между
тем еще недавно в так называемом «индексе непрозрачности»,
составляемом PwC, Россия занимала одно из самых худших мест.