Самый крупный аэропорт столичного авиаузла — «Домодедово» — в
среду официально огласил о планах проведения IPO на Лондонской
фондовой бирже. Попутно «Домодедово» назвало своего владельца —
информация, которой годами не могли добиться российские власти, в
т. ч. грозная Генпрокуратура, разом стала доступна всем, кто открыл
сообщение на internet-сайте LSE и дочитал до предпоследнего
абзаца.Одинаково утверждать, что IPO состоится, пока
преждевременно: весеннее «окно» оказалось крайне сложным для
российских эмитентов, и они уже потерпели несколько неудач. Кроме
общих, у сделки «Домодедово» есть и несколько своих, неординарных
рисков: инвесторов могут отпугнуть недостаточная прозрачность
бизнеса, традиционно пронзительный интерес к отрасли со стороны
госорганов, наконец, не забылся и недавний теракт в
аэропорту.Впрочем, одну задачу попытка выхода на рынок решит в
любом случае: бизнес, о котором узнали широкие круги зарубежных
инвесторов, сложнее атаковать, даже если компания в итоге и не
будет публичной.Расписки на ДомодедовоСлухи о возможном размещении
акций «Домодедово» появились на рынке минувшей в осеннее время, а в
марте данного года источники «Интерфакса» в банковских кругах
сообщали о road show в США. Оно носило необязывающий характер — на
тот момент акционеры еще не определились, реализовывать акции
«Домодедово» или нет. Тогда потенциальный объем размещения
оценивался в $1 млрд.В среду холдинговая компания «Домодедово» DME
Limited, зарегистрированная на острове Мэн, огласила о намерении
провести IPO на Лондонской фондовой бирже.Компания разместит
существующие акции в форме GDR, сообщается в ее сообщении. 1
депозитарная расписка соответствует 1 акции. Листинг акций, в т. ч.
и на других биржах, не намечается, так что российским инвесторам,
которые заинтересуются «Домодедово», следует покупать депозитарные
расписки на LSE. Глобальным координатором сделки выступает Goldman
Sachs International, совместными букраннерами являются J.P. Morgan
Securities, Morgan Stanley, Goldman Sachs и Citigroup Global
Markets.Встречи инвесторов с аналитиками инвестбанков начнутся в
четверг, уведомил агентству «Интерфакс» источник на финансовом
рынке со ссылкой на материалы от лид-менеджеров сделки. Начало road
show при участии менеджмента запланировано на неделе с 30 мая. Дата
прайсинга, как и объем размещения, пока не определены.Раньше
сообщалось, что средства «Домодедово» нужны на финансирование
программы капвложений. Из сообщения DME нельзя сделать вывод,
предусмотрен ли в прогнозируемой сделке механизм реинвестирования
привлеченных акционером от IPO средств обратно в компанию
(допэмиссии в рамках размещения не будет), или нет.В одни
рукиЕдинственным владельцем DME Limited, которой принадлежит
«Домодедово“, является Дмитрий Каменщик, рассказала компания.“На
этот момент Дмитрий Каменщик является конечным бенефициаром 100%
акций компании», — сообщается в ее сообщении на LSE.Вопрос о
структуре собственности аэропорта обсуждается не один год. Рынок
традиционно считал бенефициарами «Домодедово» 2-х бизнесменов —
Д.Каменщика и Валерия Когана.Недовольство непрозрачной структурой
владения «Домодедово» не раз высказывали российские чиновники,
недавно затронул эту тему и президент Д. Медведев, который в конце
апреля посетовал, что «у нас периодически невозможно отыскать даже
собственника крупного аэропорта».Буквально за час до объявления об
IPO заявление по данному вопросу сделал замгенпрокурора РФ
Александр Буксман. «Мы так и не нашли ту самую последнюю матрешку,
которая помогла бы нам указать на собственника аэропорта
„Домодедово“. Непременно, это объект особой важности, но сегодня
все устроено так, что руководят аэропортом из офшоров», — сказал
он, выступая на «правительственном часе» в Госдуме. Чиновник
добавил, что Генпрокуратура предложила президенту изменить
процедуру сертификации аэропортов с тем, чтобы сделать их
деятельность более прозрачной.Широкий коридорАналитики
инвесткомпаний и банков, опрошенные «Интерфаксом», оценивают
стоимость «Домодедово» в интервале от $2 млрд до $5 млрд. Такой
широкий разброс объясняется недостаточным объемом финансовой
информации о компании. Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей
Рожков полагает, что аэропорт могут оценить в $4-5 млрд, и, если
будет размещаться 20% акций, то объем сделки может составить от
$800 млн до $1 млрд. «Актив довольно-таки привлекательный и
многообещающий», — сказал он, отметив при этом, что последние
несколько месяцев к аэропорту проявляют пристальное внимание
проверяющие органы, что может оказать влияние на спрос. «Инвесторы
могут попросить дисконт», — сказал он. Аналитик
отдела рыночного анализа и консультаций «КИТ Финанс» Дмитрий
Шагардин полагает, что инвесторы оценят «Домодедово» в сумму не
менее $2 млрд.Он обратил внимание, что, несмотря на довольно
высокую рентабельность бизнеса (приблизительно 44%) относительно
самых крупных европейских аэропортов и почти двукратный рост
прибыли по результатам 2010 года, крупные инвесторы, в характерные
черты западные, едва ли проявят большой интерес к размещению
«Домодедово“.»Мало кому до конца понятна структура собственности и
форма управления самым крупным частным авиаузлом Российской
Федерации. Финансовой отчетностью аэропорт тоже не радовал.
Менеджменту следует провести колоссальную работу по повышению
прозрачности бизнеса. Владельцам аэропорта очень важно получить
справедливую оценку своего бизнеса, потому что данное IPO есть ни
что иное, как защита от потенциального поглощения. Получив листинг
на западной бирже, компания становится публичной и более защищенной
от потенциальных нападок со стороны государственных структур,
планирующих консолидировать «Шереметьево» и «Внуково“ в единый
актив», — сказал эксперт.Аналитик «Атона» Никита Мельников
отмечает, что на текущий момент раскрыт ограниченный объем
информации о компании. «Если основываться на денежных
мультипликаторах международных аналогов, то мы можем оценить
стоимость компании с учетом долга на уровне $3,5-4,3 млрд.
„Домодедово“ может предоставить инвесторам занимательную
возможность инвестировать в быстрорастущую авиационную отрасль
Российской Федерации, при этом избежать риска падения доходности
при росте цен на топливо, присущего авиалиниям», — говорит он. Тем
не менее претензии страны к «Домодедово“ и его владельцам могут
привести к размещению компании с дисконтом к зарубежным аналогам
или отмене размещения, если инвесторы посчитают риск
неоправданным.“Размещение самого крупного российского аэропорта,
скорее всего, привлечет интерес инвесторов. Исходя из
мультипликаторов зарубежных аналогов, стоимость компании (с учетом
долга) можно оценить в $4-4,6 млрд. Как бы то ни было, раньше к
аэропорту предъявлялись претензии со стороны государственных
органов, что является риском и, по всей видимости, будет
учитываться в оценке компании», — сказал аналитик Банка Москвы
(РТС: MMBM) Михаил Лямин.Со слов аналитика департамента анализа
рыночной конъюнктуры Газпромбанка Алексея Астапова, для оценки
«Домодедово» можно применять публичные мировые аналоги, к примеру,
немецкую Fraport AG. Принимая во внимание, что выручка «Домодедово»
в 2010 г. составила около $1 млрд, показатель EBITDA — $420 млн, и
аэропорт обслужил более 22 млн пассажиров, можно сделать
предположение, что оценка «Домодедово» располагается в границах
$2-3 млрд без учета долга. «Допускаю, что „Домодедово“ могут
оценить ближе к верхней границе диапазона, принимая во внимание
высокую рентабельность бизнеса“, — говорит А.Астапов.Кто летит на
биржу“Домодедово» в 2010 году обслужило 22,3 млн пассажиров 77
авиакомпаний (49 зарубежных и 28 российских). Это самый крупный по
пассажиропотоку аэропорт московского авиаузла.Консолидированная
выручка компании в 2010 году составила 29,67 млрд рублей,
увеличившись с 24,398 млрд рублей в 2009 г.Скорректированная с
учетом курсовых разниц EBITDA выросла до 12,735 млрд рублей с 7,866
млрд рублей в 2009 г.В марте данного года федеральные власти и
Москва получили договоренность об объединении «Шереметьево» и
«Внуково» в единый комплекс с перспективой приватизации в будущем.
Включение в процесс объединения столичных аэропортов «Домодедово»,
по неофициальной информации, обсуждалось, но в итоге был выбран
другой вариант.
http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=190482