Тинькофф» пошел по стопам «Балтики» Пивоваренные компании начинают
осваивать другие виды бизнеса, так как конкуренция на пивном рынке
становится слишком жесткой
Ольга Горелик
Российские пивовары все чаще отказываются от
узкой специализации и начинают помимо пива выпускать другие
напитки. К примеру, с 1 ноября пивоварня «Тинькофф» запускает
рекламу солодового напитка ZOOOM. Пару недель назад компания «ПИТ»
заявила о намерении открыть в России магазины элитного чая, а еще
раньше занялась выпуском вина. Компания «Очаково» примерно половину
производства отвела под выпуск слабоалкогольных коктейлей, а также
занимается производством водки и коньяка. Аналитики считают, что
наличие в ассортименте пивоварен других алкогольных напитков не
портит компаниям репутацию, однако отмечают, что открытие
непрофильных производств – признак того, что пивной рынок
перенасыщен. С 1 ноября по 15 декабря пивоварня «Тинькофф» будет
проводить рекламную кампанию солодового напитка ZOOOM на
телеканалах НТВ, ТНТ, Муз-ТВ и MTV. Как говорится в пресс-релизе
компании, ZOOM – принципиально новый продукт и абсолютно новая
товарная категория, основным преимуществом которой является
натуральность. «ZOOOM – это напиток на основе солода, без
добавления спирта, не содержащий никаких добавок – этим он и
отличается от патимиксов и коктейлей, – заявила RBC daily директор
по репутации пивоварни «Тинькофф» Оксана Григорова. – Это
принципиально другой класс напитков. Содержание алкоголя в
солодовом напитке – 4,5%. В настоящее время на телевидении идет
также реклама пива «Текиза» от «Тинькофф» со вкусом текилы и
лайма». По мнению ряда аналитиков, в том, что многие пивоваренные
компании занялись непрофильным бизнесом, ничего удивительного нет.
«В советское время существовали заводы по производству пива и
безалкогольных напитков, – заявил RBC daily аналитик ИК
«Ренессанс-Капитал» Виктор Цховребов. – В настоящее время как
российские, так и западные пивоваренные компании выпускают лимонады
и соки. Пополнение ассортимента своей продукции – это не только
расширение производства, но и удачный имиджевый ход». С этой точкой
зрения согласен заместитель руководителя исполнительного комитета
Союза российских пивоваров Александр Троицкий. «Сейчас очень многие
пивоварни становятся многопрофильными. «Очаково» выпускает
слабоалкогольные коктейли, «Красный восток» вкладывает средства в
развитие сельского хозяйства в Краснодарском крае, – сказал RBC
daily Александр Троицкий. – Если компании активно занимаются
выпуском патимиксов, это говорит только о том, что на них есть
спрос». Между тем, как показывает опыт компании «Балтика», пару лет
назад начавшей выпускать пиво «Балтика» со вкусом фруктов и ягод,
спрос на вышеуказанную продукцию вовсе не является массовым. «На
тот момент, когда пивоваренная компания «Балтика» начинала выпуск
пивных слабоалкогольных коктейлей – ноябрь 2001 г., – они были
востребованы рынком, поэтому их присутствие в портфеле брендов
компании было оправдано, – заявили RBC daily в «Балтике» – Сейчас
предпочтения потребителей и ситуация на рынке изменились. По
законам маркетинга наличие в ассортименте того или иного сорта или
бренда должно быть экономически оправдано, а реализация этого
продукта должна приносить значительный доход. Согласно этому
принципу «Балтика» на сегодня отдает предпочтение более
перспективным направлениям: производству разливного пива, развитию
региональных и премиальных марок. У пивных коктейлей, безусловно,
есть своя ниша, но компания «Балтика» на данном этапе считает
выпуск патимиксов в больших объемах экономически нецелесообразным.
Полностью патимиксы с производства не сняты, в настоящее время
«Балтика» производит партии коктейлей в зависимости от потребностей
дистрибьюторов». Отсутствие массового спроса на патимиксы приводит
аналитиков к выводу, что, начиная выпуск этой продукции, компании
руководствуются другими мотивами, а именно невозможностью расширять
производство на рынке непосредственно пива. Несмотря на то, что
уход в непрофильный бизнес носит массовый характер на пивном рынке,
далеко не все выиграли от этого. «Успешных прецедентов открытия
пивоваренными компаниями непрофильных производств не так много, –
заявила RBC daily старший аналитик ИФК «Метрополь» Наталья
Мильчакова. – Исключением можно назвать компанию «Очаково»,
занявшуюся выпуском слабоалкогольных коктейлей и укрепившуюся в
этой нише. Что же касается экспериментов пивоваренной компании
«ПИТ», то покупка ею молдавского винного завода «Винорум» пока не
принесла ощутимой выгоды. Планы компании в отношении торговли чаем оценивать
пока рано, но вполне вероятно, что затея также успехом не
увенчается. Очень возможно, что компании придется вскоре избавиться
от непрофильных производств». Как считает г-жа Мильчакова, решение
пивоваренной компании заняться непрофильным производством говорит о
том, что она чувствует себя на рынке не очень уверенно. По ее же
мнению, пивоварне, имеющей сильный бренд на пивном рынке, не нужно
начинать выпускать и активно продвигать иную продукцию. «Войти на
рынок коктейлей или патимиксов очень легко, в то время как
усиливать свои позиции на пивоваренном рынке гораздо сложнее, –
уверена г-жа Мильчакова. – Небольшим компаниям, таким, как «ПИТ»,
имеющим около 3% рынка, и так было тяжело конкурировать с более
крупными пивоварнями, а после принятия антипивных законов и прихода
на российских рынок известных западных производителей стало еще
сложнее. Вероятно, менеджмент «Очакова» ожидал этой ситуации давно,
поэтому вовремя начал производить другие виды продукции».