Степан Самсонов, Петр Канаев
Компания Efes Breweries International купила
92,34% акций пивоваренной российской группы «Красный Восток» за
$360 млн. Сделка позволит Efes укрепить позиции на отечественном
рынке. Объявленная цена едва ли совпадает с реальной, считают
участники рынка. Efes Breweries International управляет девятью
пивоваренными и двумя солодовенными заводами в России, Казахстане,
Румынии, Молдавии и Сербии с общим объемом производства 120 млн дал
пива и 50 тыс. тонн солода в год. В России Efes занимается
производством пива марок Efes, «Старый мельник», «Белый медведь»,
«Сокол», Amsterdam Navigator, а также Warsteiner и Zlatopramen.
Крупнейшим акционером Efes Breweries International является
турецкая группа Anadolu Efes(70% акций). Производственные мощности
компании в РФ составляют 77 млн дал. Efes планирует увеличить
мощности завода в Уфе в 2 раза – до 40 млн дал с 20 млн дал.
Инвестиции в проект составят около $60 млн – из расчета $3 за один
дал. По условиям сделки, цена всего «Красного Востока» составила
около $390 млн, поэтому пакет, приобретенный Efes Breweries,
обошелся компании в $360 млн. «Красному Востоку» принадлежат два
предприятия по производству пива (в Казани и Новосибирске)
совокупной мощностью 10 млн гектолитров в год. Компания владеет
тремя солодовенными заводами в Казани производственной мощностью 93
тыс. тонн в год. На долю «Красного Востока» приходится 3%
российского пивного рынка. В Efes Breweries не сомневаются в том,
что покупка «Красного Востока» позволит международному концерну
укрепить положение на российском рынке. «Приобретение «Красного
Востока» – это очень важный шаг для определения стратегической
позиции Efes Breweries на российском пивном рынке в будущем.
Компания займет 4-е место на рынке благодаря увеличению
производственных мощностей, расширению географии присутствия,
снижению издержек и росту продаж», – заявил глава Efes Breweries
Ахмет Бояколу. Он также отметил, что покупка «Красного Востока»
позволит Efes Breweries «увеличить свое присутствие в экономичном
сегменте пивного рынка в добавление к сильным позициям в
премиальном и среднеценовом сегментах». Представители компании
«Красный Восток» были недоступны для комментариев, а в компании SAB
Miller, которая наряду с Efes считалась основным претендентом на
покупку «Красного Востока», отказались давать оценку сделки.
Участников и экспертов пивного рынка России смутила сумма сделки
между Efes и «Красным Востоком». Большинство специалистов уверены в
том, что оценка бизнеса российской пивной компании сильно занижена.
«Если учитывать, что сейчас в России идет падение продаж
пивоваренных компаний, то с этой точки зрения Efes действительно
сможет удержать долю рынка. Но при этом вряд ли реальная сумма
сделки совпадает с озвученной», – сказала «Газете.Ru» Юлия
Алексеева, пресс-секретарь компании «Русская Традиция»,
дистрибутора пива под марками Krombacher, Krusovice, Paulaner.
«Благодаря этой покупке доля Efes на рынке увеличится, в первую
очередь – в тех регионах, где были сильны позиции «Красного
Востока». Но пока это только простая суммация объемов продаж.
Сейчас эта покупка мало повлияет на расстановку сил на рынке, хотя
в дальнейшем может способствовать усилению конкуренции. Все будет
зависеть от того, как Efes распорядится этим приобретением, сможет
ли использовать его для усиления своих позиций», – заявил
«Газете.Ru» Владимир Кочетов, директор по продажам МПБК «Очаково».
Покупки «Красного Востока» рынок ожидал давно. Ужесточение
конкуренции и консолидация пивного рынка оставляют мало шансов
независимым пивоварам на самостоятельное выживание. «С этой точки
зрения решение владельцев «Красного Востока» о продаже бизнеса
можно считать верным, хотя и несколько запоздалым. Еще в прошлом
году, на волне повсеместных сделок по купле-продаже пивоваренных
мощностей, компанию можно было бы продать дороже», – утверждает
Ольга Самарец, аналитик ИК «Финам. По оценкам специалиста, «Красный
Восток» можно оценить в $500–600 млн. Эта сделка дала Efes
возможность «вплотную приблизиться к компании Heineken, доля
которой на российском рынке составляет порядка 14%, и стоит
ожидать, что конкурентная борьба станет еще более напряженной», –
отмечает Ольга Самарец. «В последние два года «Красный Восток»
стремительно терял долю на рынке, производственные мощности были
загружены от силы на половину. Владельцам компании нужно было либо
инвестировать средства в производство, либо продавать бизнес. Но
цена все равно кажется заниженной. Хотя детали сделки не известны»,
– отмечает аналитик компании «АТОН» Алексей Языков. После смены
собственника должна измениться и маркетинговая стратегия «Красного
Востока», уверены эксперты. «Произойдет перепозиционирование
брэнда, – считает аналитик компании «Метрополь» Михаил Красноперов.
– «Красный Восток» будет недорогим, но более изысканным, чем
сейчас, брэндом – дешевым, но качественным напитком для народа. Он
будет делить эту нишу с брэндом «Белый медведь». Менеджмент
последнего независимого производителя пива в России, компании
«Очаково», пока не планирует продавать бизнес. «Что же касается
намерений компании «Очаково», то они остаются прежними, –
утверждает Владимир Кочетов. – Мы не собираемся продаваться.
Напротив, мы намерены только укреплять наши позиции за счет
активной работы с дистрибуцией и рекламной поддержки,
запланированной на этот год».