15 июля начинается регистрация кредитных организаций при
Налоговом управлении США, но российские банки до сих пор не знают,
как взаимодействовать с американцами
Во вторник состоялось закрытое совещание рабочей группы по порядку
применения американского антиотмывочного закона (Foreign Account
Tax Compliance Act, FATCA) на территории России. В нем приняли
участие представители Минфина, МИДа, Росфинмониторинга,
Центробанка, ФНС, Совета Федерации, некоммерческое партнерство
«Национальный платежный совет» (НП НПС) и коммерческих банков. О
совещании «Известиям» рассказал вице-президент НП НПС Александр
Наумов. Участники рынка выразили обеспокоенность тем, что до сих
пор неясно, что нужно делать российским банкам — зарегистрироваться
в Налоговом управлении США (Internal Revenue Service, IRS) сейчас
или повременить с регистрацией до заключения межправительственного
соглашения между Россией и Штатами по вопросу применения FATCA. В
декабре 2013 года IRS опубликует список аккредитованных при нем
банков. Кредитные организации, не попавшие в список, с 1
января 2014 года будут подвергнуты налоговым санкциям. С целью
снижения рисков банки будут стремиться попасть в список быстрее,
отметил Наумов, ведь если Россия и США не договорятся по FATCA до
октября 2013 года, банки могут оказаться в списке аутсайдеров. При
этом участники рынка считают аккредитацию при IRS бессмысленной,
пока вопрос не решен на государственном уровне.
Россия пошла по пути Франции и Японии
По закону FATCA иностранные банки, работающие с американскими
налогоплательщиками, должны заключить с IRS специальные соглашения.
В соответствии с ними банки обязаны идентифицировать источники
средств на счетах граждан США и отчитываться об этом перед IRS.
Американские банки давно и регулярно предоставляют сведения о своих
клиентах. Теперь предполагается создать систему сбора информации об
американских налогоплательщиках в глобальном масштабе. Если это
требование не будет исполняться, американские налоговики могут
принудительно удерживать 30% от сумм операций с участием
американских контрагентов. Эти санкции будут применяться уже с 1
января 2014 года.
Чтобы сократить риски, возникающие при заключении банками прямых
соглашений с IRS, некоторые страны (Франция, Великобритания,
Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швейцария и Япония) объявили
о намерении заключить с США соглашения по применению FATCA на
межгосударственном уровне. По этому же пути планирует пойти и
Россия, заключив с США межправительственное соглашение. Первый
раунд переговоров стартует 30–31 мая 2013 года, отметил Наумов.
В соответствии с выбранной моделью банки будут передавать сведения
об американских налогоплательщиках уполномоченному федеральному
органу (скорее всего, Федеральной налоговой службе РФ), а
налоговики — своим американским коллегам. США, в свою очередь,
обязуются передавать налоговым службам стран-партнеров информацию
по счетам их налоговых резидентов, открытых в американских
финансовых организациях.
Пока непонятно, по какой схеме будет передаваться информация от
банков ФНС и от российских фискалов американским. Однако у НП НПС
есть предложения по взаимодействию с американскими налоговиками,
его механизм совет изложил в письмах ЦБ (есть у «Известий»).
Во-первых, отмечает совет, в соглашении необходимо предусмотреть
получение российскими банками статуса «участвующих» финансовых
организаций (Foreign Financial Institution Identify U.S. Taxpayers,
FFI), освобождение их от необходимости заключать индивидуальные
соглашения с IRS, а также неприменение налоговых санкций.
Во-вторых, решение о предоставлении IRS информации должна принимать
только ФНС России.
Вопрос с «подключением» к IRS не решен
Александр Наумов отметил, что 15 июля начинается регистрация банков
при IRS. Она пройдет с июля по октябрь 2013 года. По итогам
регистрации в декабре 2013 года появится список аккредитованных при
IRS банков (будет размещен на сайтах Налогового управления и
минфина США). Кредитные организации, не попавшие в список, с 1
января 2014 года будут облагаться 30-процентным налогом.
— Естественно, с целью снижения репутационных рисков банки будут
стремиться попасть именно в первую редакцию такого списка, —
говорит Наумов.
— Главный дискуссионный вопрос, прозвучавший на совещании рабочей
группы, — проходить ли российским банкам регистрацию при IRS сейчас
или подождать заключения межправительственного соглашения, —
отметил Наумов. — Регистрация в IRS еще не означает подписания
соглашения, но если Россия и США не договорятся по FATCA до октября
2013 года, банки могут оказаться в списке аутсайдеров. Поэтому НП
НПС намерено обратиться в госорганы, принимавшие участие в
совещании, с просьбой выработать единую позицию по данному вопросу
в срок до 15 июля.
В ситуации «неабсолютной определенности» и сжатых сроков, скорее
всего, будет реализован сценарий аккредитации (подключения) к IRS:
банки будут делать всё, чтобы избежать налоговых санкций, считает
начальник аналитического управления Национального рейтингового
агентства Карина Артемьева.
— Просто потому что дата — 15 июля — обозначена и процесс должен в
эту дату стартовать, а межправительственное соглашение по факту его
подписания начнет действовать позже, — поясняет она.
В свою очередь, банкиры считают самостоятельное
«подключение» к IRS неприемлемым.
— С какой стати российские банки будут взаимодействовать напрямую с
американским налоговым органом и отчитываться перед ним? Это было
бы неправильно как с экономической, так и с политической точки
зрения, — говорит главный бухгалтер банка «Стройкредит» Ирина
Осипова. Безусловно, необходимо выстраивать взаимодействие между
ФНС России и IRS, вопрос должен быть решена на государственном
уровне, считает зампред Ланта-банка Дмитрий Шевченко. Российским
властям стоит взять на жесткий контроль разработку и подписание
соответствующего соглашения, которое позволит нашей стране занять
четкую позицию, в первую очередь по защите собственных интересов,
добавляет старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова. Пока
эти вопросы не решены на государственном уровне, подключаться
к
системе не имеет смысла, считает аналитик Абсолют-банка Александр
Магунов.
Еще один нерешенный вопрос связан с издержками на новый софт для
отправки данных. По словам Артемьевой, если вопрос с
многомиллионными издержками на него не будет решен, вырастет
стоимость банковских продуктов: расходы на выполнение игроками
непрофильных функций всегда в конечном счете сказываются на
клиентах — к примеру, в виде повышения ставок по ссудам.
По словам директора аналитического департамента ИФК
«Метрополь» Марка Рубинштейна, влияние американского
антиотмывочного закона на деятельность российских банков ограничено
тем, что число резидентов США, которые в них обслуживаются,
невелико. Прямые инвестиции резидентов США в
банковский сектор и сектор небанковских корпораций Российской
Федерации в 2012 году составили $284 млн (0,55% от общего объема
прямых инвестиций — $51,4 млрд), указывает начальник аналитического
управления банка БКФ Максим Осадчий.
http://izvestia.ru/news/550756#ixzz2U6a7T0uc