Новости
16  Июня  2003
Журнал "Русский фокус"
В последнее время активность крупного российского бизнеса в странах, которые еще недавно были республиками единого Советского Союза, стала носить не столько экономический, сколько политический характер. Причем речь идет как о государствах СНГ, так и о странах Балтии, которые через несколько лет станут полноправными членами Евросоюза.
Мы задали нашей "Фокус-группе" вопросы:
Способен ли крупный российский бизнес оказывать серьезное политическое влияние на ситуацию в странах бывшего Советского Союза? Насколько допустимой вам кажется подобная практика?

 

Дмитрий Древлянский,
вице-президент холдинга "Металлоинвест"

Вопрос не в том, способен или нет. Вопрос в другом: должен ли бизнес оказывать политическое влияние. Единственное влияние, которое должен оказывать бизнес, - экономическое. На наш взгляд, любой бизнес, крупный или мелкий, должен полагаться на ряд ключевых принципов - таких, как соблюдение закона, открытость и регулярные выплаты налогов.

Андрей Вавилов,
член Совета Федерации

Как в любом развитом государстве, бизнес может давать предложения власти по развитию тех или иных направлений сотрудничества. А дело государства - встраивать работу бизнеса в систему межгосударственных отношений, исходя из реальной выгоды для политических и экономических интересов России. Такую практику считаю не только допустимой, но и единственно приемлемой для уважающего себя государства. А когда российские дипломаты ездят в специальные поездки в некую жаркую во всех смыслах страну для отстаивания интересов одной выгнанной оттуда компании - это плохо. Систему интересов России в мире составляет не только бизнес. У нас есть свои политические, геополитические, военные интересы, интересы безопасности. Россия - потенциально сильная страна. Нам надо научиться уважать свое государство, а не ломать его в своих "отдельно взятых" интересах.

Гедрюс Петружис,
заместитель генерального
директора гидростроительной
фирмы "Локис" (Клайпеда, Литва)

Я не считаю, что русский капитал может оказывать тлетворное влияние на литовскую политику. У нас с Россией много общего. Я думаю, что и приход "ЮКОСа" - крупного нефтяного капитала, и скорый приход "Газпрома" должны оказать только положительное влияние и на ценообразование по продукции ТЭКа для литовского потребителя, а также будет способствовать выходу Литвы на новые рынки.

Гунтарс Витолс,
президент Parex Asset Management (Рига, Латвия)

Лоббирование собственных бизнес-интересов на политическом уровне является обычным делом даже в самых развитых странах, например в США. Причем это касается происходящего как внутри страны, так и за ее пределами. Достаточно вспомнить недавний "дележ" интересов нефтяного бизнеса в послевоенном Ираке. Политическое лобби является одним из элементов рыночных отношений, и я не вижу в этом ничего странного, ненормального или предосудительного. Конечно же, до тех пор, пока все происходит в рамках закона. Другое дело, что в развитых странах правила игры оговорены достаточно детально, национальные интересы хорошо очерчены, а на территории бывшего СССР понимание этого вопроса достаточно слабое и зачастую искаженное. То какой-то политик рисует картину на тему "теории заговоров", то какой-то неудачливый бизнесмен пытается решить свои проблемы путем поиска угрозы каким-то вымышленным национальным интересам. Поэтому бояться надо не самого факта присутствия политического влияния того же российского бизнеса, а собственной глупости и неумения правильно ограничивать такое влияние в тех сферах, где это действительно необходимо для защиты национальных интересов.

Мечислав Шешеловский,
заместитель генерального директора
инвестиционно-финансовой
компании "Метрополь"

Безусловно, способен и реально оказывает. Крупный бизнес и политика неразрывно связаны между собой. Но некоторые причинно-следственные взаимосвязи бизнеса и политики не лежат на поверхности, они завуалированы и в большинстве случаев не афишируется. Наблюдающийся процесс развития экономической интеграции России и стран бывшего Союза и есть результат политического влияния как крупного бизнеса России, так и бизнеса других стран бывшего Союза. Это обоюдный процесс, в котором российский бизнес, пожалуй, доминирует. Историческая взаимосвязь наших стран на всех уровнях создает благоприятные условия для успешного развития экономической интеграции, для взаимного проникновения капиталов наших стран.

Крупный российский бизнес, как, впрочем, и любой другой, безусловно, заинтересован в благоприятной экономической и политической обстановке в странах, куда он вкладывает свои капиталы. В данном случае политическое влияние, о котором идет речь, есть прежде всего инструмент, который направлен на создание благоприятных условий для ведения бизнеса. При этом это влияние может осуществляется как через финансовую поддержку политических групп или отдельных политиков из стран бывшего Союза, лоббирующих интересы крупного российского бизнеса в данной стране, так и на самом высоком политическом уровне - через высшее политическое руководство России. Анализ новейшей истории России показывает серьезные возможности влияния крупного российского капитала на развитие политической жизни в нашей стране. Безусловно, данное влияние распространяется и на страны бывшего Союза, но в менее явном виде. Иногда некоторые результаты этого влияния налицо. Ряд событий в политической жизни наших соседей легко можно объяснить через призму интересов российского капитала. На мой взгляд, все зависит от того, какие формы подобная практика принимает, какие методы при этом используются. Есть нормы международного права, которые и определяют границы допустимости. Однако важно отметить, что практика влияния бизнеса на политику других стран объективно реальна, может принимать различные формы, в том числе и недопустимые, и, конечно, обусловлена экономическими интересами крупного капитала. Думаю, здесь уместно вспомнить то, чему нас учили в советской школе, - по поводу взаимовлияния базиса и надстройки и существующих форм этого влияния.

Сергей Сычев,
генеральный директор
ОАО "АвтоВАЗагрегат"

В 90-е гг. произошло разрушение единого промышленного комплекса, складывавшегося десятилетиями на базе территориального распределения поставщиков, производителей и потребителей, связанных технологическими цепочками. Естественно, это коснулось и "АвтоВАЗа". Многие из наших партнеров, поставщиков, значительные рынки сбыта оказались за рубежом. Постепенно эти связи восстанавливаются, но уже в новом качестве. Так, "АвтоВАЗ" размещает свое производство в Казахстане, сохраняется присутствие на рынках автомобилей Украины, Белоруссии, других стран СНГ. Кроме того, многие заводы на территории этих стран являются нашими поставщиками, т. е. присутствует кооперация. Поэтому нас, например, очень интересует политика стран СНГ в области таможенного регулирования, и мы, конечно, стараемся на нее влиять. Большинство крупных российских компаний тоже имеет свои интересы в странах СНГ. Поэтому российский бизнес активно участвует в приватизации ведущих предприятий стран бывшего СССР и невольно приобретает и политическое влияние в этих странах. Причем в некоторых случаях под влиянием российских инвесторов переписывается законодательство этих стран. Я не вижу в этом ничего зазорного. Россия, безусловно, является для стран СНГ более сильным партнером, но она - современное демократическое государство и не представляет опасности для своих соседей.

Анатолий Хазанович,
президент АО "Интермаш"
(Харьков, Украина)

Я считаю, что российский крупный бизнес оказывает огромное влияние на страны бывшего Советского Союза, особенно на Украину. Это видно по ряду крупных событий, таких, например, как покупка Лисичанского нефтеперерабатывающего завода компанией ТНК, создание на паритетных началах - при участии "Газпрома" - консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Все это оказывает влияние на политику. Это давно известная общемировая практика.

Михаил Козырев,
директор по связям
с общественностью концерна "Нефтяной"

Концерн "Нефтяной" активно участвует в ряде проектов на Украине, связанных с торговлей нефтепродуктами, а также управляет группой компаний "Доброслав" - одним из крупнейших на Украине производителей колбасных изделий. Естественно, мы сталкиваемся с необходимостью защиты наших бизнес-интересов. И, конечно, выстраивание конструктивных отношений с политической элитой - зачастую один из ключевых вопросов в ведении бизнеса. Это равно справедливо в отношении всех стран бывшего СССР. Однако, я уверен, речь не должна идти о том, что российские компании призваны играть какую-то специальную роль во внутренней политике стран СНГ. Цель на самом деле другая - добиться уважения своих прав как стратегического инвестора.

Ведущая рубрики - Вероника Кислицына

Русский фокус

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.