НТА-ПРИВОЛЖЬЕ: С государственной точки зрения покупка "Группой ГАЗ" германского Opel в настоящее время необоснованна, считает Баландин
Министр экономики Нижегородской области Геннадий
Баландин считает, что с государственной точки зрения покупка
"Группой ГАЗ" концерна Opel (Германия) в настоящее время
необоснованна.
Об этом он заявил журналистам в четверг после заседания
координационного совета по регулированию негативных процессов в
экономике Нижегородской области.
По его словам, в настоящее время "Группа ГАЗ" в первую очередь
должна заниматься предприятиями, расположенными в РФ, в том числе,
в Нижегородской области.
Министр напомнил, что на предприятиях Нижегородской площадки
"Группы ГАЗ" работает около 50 тыс. человек, а на предприятиях –
смежниках – около 100 тыс. человек.
Как сообщалось ранее со ссылкой на "Коммерсантъ", германские
чиновники подтверждают, что Opel хотят купить "Группа ГАЗ",
Сбербанк и Magna.
Немецкие власти в начале мая официально подтвердили, что кроме
итальянской Fiat к покупке контрольного пакета Opel проявляют
интерес "Группа ГАЗ" Олега Дерипаски, Сбербанк и канадская Magna.
На решение проблем Opel партнерам потребуется до 5 млрд. евро. Но
сделка может вызвать вопросы у российских властей, которые сейчас
пытаются решить финансовые проблемы самой "Группы ГАЗ", долг
которой превышает 40 млрд. рублей.
Министр экономики земли Тюрингия (Германия) Юрген Рейнхольц заявил,
что Сбербанк, "Группа ГАЗ" и канадский поставщик автокомпонентов
Magna готовят заявку на покупку одного из подразделений General
Motors — немецкого Opel. Господин Рейнхольц, которого цитирует
Bloomberg, отметил, что "российский авторынок, а также другие
развивающиеся рынки — Азии и Индии — сыграли определенную роль" в
намерении ГАЗа, Сбербанка и Magna стать владельцами Opel.
Подробностей готовящейся сделки чиновник не сообщил, а в "Группе
ГАЗ" и Сбербанке от комментариев отказались. Вице-президент Magna
Хьюберт Хедль на звонки "Ъ" не отвечал.
Таким образом, чиновник официально подтвердил интерес "Группы ГАЗ",
Сбербанка и Magna к приобретению контрольного пакета акций Opel. На
прошлой неделе об этом сообщили немецкие СМИ, по данным которых, на
покупку Opel партнерам потребуется не менее 5 млрд. евро.
Rheinische Post уточняла, что в результате "Группа ГАЗ", Сбербанк и
Magna получат 50,1% акций Opel, разделив этот пакет между собой:
группа и банк получат 31% акций Opel, а оставшиеся 19,1% —
канадская Magna. Однако в "Группе ГАЗ" эти сообщения сразу
опровергли.
Информацию о намерении Magna получить контроль над Opel вчера
подтвердил и член наблюдательного совета Opel Армин Шильд. Он
сказал, что его компании поступило предложение о покупке от Magna и
некоего "российского партнера", названия которого господин Шильд не
уточнил. Ключевым партнер Magna в России является "Группа ГАЗ". До
октября 2008 года контролирующее группу ОАО "Русские машины"
владело около 25% уставного капитала Magna. Затем "Русские машины"
были вынуждены передать этот пакет банку BNP Paribas в результате
margin call, но в группе ГАЗ и Magna подчеркивали, что сохранят
партнерские отношения.
Помимо "Группы ГАЗ", Сбербанка и Magna на Opel претендует
итальянский концерн Fiat. Он рассчитывает стать совладельцем не
только Opel, но и Chrysler, который начал процедуру банкротства, а
также "десяти заводов General Motors в Европе", сказал глава Fiat
Серджио Маркионне. На базе этих активов, а также собственных
производств Fiat намерен создать глобального автопроизводителя с
объемом выпуска 6-7 млн машин в год (по итогам 2008 года — 2,15 млн
машин). Вчера господин Маркионне проводил переговоры о покупке Opel
с профсоюзом компании. Однако Армин Шильд утверждает, что
предложение российской стороны, "по мнению сотрудников компании (то
есть профсоюза.— "Ъ"), гораздо более выгодно" для Opel.
О намерении "Группы ГАЗ" стать совладельцем Opel слышали
топ-менеджеры и ряда российских автопроизводителей. Собеседники "Ъ"
отмечают, что глава компании Magna International Europe AG Зигфрид
Вольф был на совещании в Тольятти, которое проводил премьер
Владимир Путин. Сама покупка акций Opel, по мнению собеседника,
может обойтись ГАЗу, Сбербанку и Magna "недорого, а 5 млрд. евро
уйдут на какие-либо социальные выплаты и реструктуризацию долга".
Германские власти также говорили, что на решение проблем Opel
потребуется 5-7 млрд. евро, но не говорили, на что конкретно должны
пойти деньги. Известно лишь, что около 500 млн. евро потребуется на
докапитализацию Opel.
Откуда у "Группы ГАЗ" могут взяться деньги на покупку Opel,
источники "Ъ" не понимают. Группа сама сейчас находится в крайне
тяжелом положении — ее долг превышает 40 млрд. рублей, денег на
погашение нет, и группа была первой компанией, проблемы которой
взялась рассматривать комиссия первого вице-премьера Игоря
Шувалова. Один из источников "Ъ" отметил, что "у группы ГАЗ
сложились неплохие отношения со Сбербанком" (глава банка Герман
Греф сказал в марте, что не собирается банкротить ГАЗ, несмотря на
то что банк — один из его крупнейших кредиторов). Но сделка может
вызвать "непонимание ряда министерств", сказал "Ъ" один из
федеральных чиновников. "Не совсем понятно, зачем мы рассматриваем
проблемы ГАЗа, встречаемся с его кредиторами, если в итоге группе
могут потребоваться деньги на помощь Opel",— отметил он. Источник
"Ъ" также напомнил, что у ГАЗа уже был опыт покупки западных
производств (британской LDV и оборудования одного из американских
заводов Chrysler для производства в Нижнем Новгороде Volga Siber),
но первый может быть объявлен банкротом уже завтра, а второй проект
нерентабелен.
Теоретически покупка Opel "Группой ГАЗ", Сбербанком и Magna может
быть интересна, считает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. До
последнего времени группа терпела неудачу в легковом сегменте, но
это объяснялось тем, что она пыталась перенести в Россию сборку
моделей, уже снятых с производства. В случае же с Opel, говорит
аналитик, ГАЗ может получить доступ к новым автомобилям классов В и
С. Михаил Пак из ИФК "Метрополь" полагает, что судьба
сделки зависит от российских властей, которые декларируют поддержку
в первую очередь отечественного
автопрома.
Adam Opel Gmbh основана в 1863 году. С 1929 года является
подразделением GM (владеет 100% акций). Владеет брендами Corsa,
Astra, Vectra и Omega. Продажи Opel/Vauxhall в 2008 году составили
1,459 млн. автомобилей. В России в 2008 году продано 98,8 тыс. Opel
(8-е место по продажам).