Собирай и властвуйТАТЬЯНА РЫБАКОВА
Известия
Созданное в начале года ФГУП "Росморпорт"
получило в свое распоряжение все
госимущество в портах: землю, причалы, вспомогательный флот,
системы управления
и навигации. По предварительным оценкам, стоимость его составляет
около $2 млрд.
Плюс прибыль от портовых сборов, которая в этом году ожидается в
размере
примерно $150 млн. Недавно назначенный руководитель "Росморпорта"
Николай
Негодов считает, что эффективное управление госсобственностью
поможет снизить
тарифы в портах и модернизировать их инфраструктуру.
По словам руководителя "Росморпорта" Николая Негодова, новая
структура может
привлечь инвестиции для модернизации портовой инфраструктуры.
"Сегодня 75%
российского экспорта идет через порты, - поясняет Негодов. -
Понятно, что
дальнейший рост ограничен. Значит, надо совершенствовать работу
самих портов".
Модернизация инфраструктуры, по мнению Негодова, напрямую связана с
возможностью
снижения тарифов: увеличиваются судовые партии, под которые нужно
меньше судов,
ускоряются заходы-выходы и движение судов по акватории порта. А
значит,
уменьшаются расходы судовладельцев и грузоотправителей на портовые
услуги. "Мне,
как представителю "Росморпорта", выгоднее, конечно, большее
количество судов, -
признается Негодов. - Но я понимаю, что макроэкономический эффект
важнее".
Деньги на модернизацию инфраструктуры "Росморпорт" собирается
получить как от
портовых сборов, которые переходят к нему от морских администраций
портов, так и
от более эффективного управления госимуществом. Например, Негодов
предлагает
строить ледоколы и вспомогательные суда и передавать их в аренду
коммерческим
структурам, строить по соглашению с таможенниками склады временного
хранения.
"Строительство одного линейного ледокола на Балтике обходится в
$60-70 млн, -
говорит он. - Государство не может вкладывать такие деньги, а мы
привлечем
инвестиции".
Привлекать инвестиции будет легче в случае акционирования
"Росморпорта". Негодов
не исключает такой возможности - в виде 100%-ного государственного
капитала. По
его мнению, это даст большую оперативность: "Сейчас каждый проект
мы должны
согласовывать во множестве ведомств, а акционировавшись, сможем
решать вопросы
на совете директоров".
Пока аргументы "Росморпорта" не убеждают порты и экспертов.
Гендиректор
Новороссийского порта Владимир Ковбасюк убежден, что "Росморпорт",
как и морские
администрации, - надуманная организация. По его мнению, это желание
государства
влиять на работу портов.
Аналитик ИФК "Метрополь" Денис Нуштаев не
сомневается, что основная идея при
создании "Росморпорта" заключалась в перенаправлении финансовых
потоков, идущих
от бизнеса, и в снижении коррупции. Но, говорит Нуштаев, снизить
коррупцию можно
более простыми методами. "Достаточно упростить процедуры
взаимодействия в портах
бизнеса и государства, запутанность которых и порождает коррупцию,
- говорит он.
- А централизация финансовых потоков только увеличит ее". По мнению
Нуштаева,
все потоки перехватить новой структуре все равно не удастся, и
"Росморпорт"
будет стремиться получить дополнительные полномочия. В результате
бизнес получит
новый бюрократический барьер, порты не смогут оперативно решать
вопросы, а
успешность их деятельности перестанет отражаться на финансовом
положении, так
как портовые сборы будут идти в "общий котел".