Новости
26  Сентября  2008
ТОМСКАЯ НЕДЕЛЯ (Томск): Сага об уплывающих возможностях

В деле реализации «золотых проектов» остается уповать на красноярских, а не томских лоббистов

Андрей Соколов

В начале сентября авторитетное издание «Коммерсантъ», со ссылкой на свои источники в Минрегионе и Минфине, сообщило: федеральный инвестиционный фонд, в части финансирования проектов федерального масштаба, фактически исчерпан вплоть до 2011 года. Министр регионального развития Дмитрий Козак признался: «График финансирования уже утвержденных проектов превосходит возможности инвестфонда по его наполнению». «Если денег будет не хватать, будем финансировать только текущие обязательства. Пока этот вопрос остается открытым», - заявил источник издания в Минрегионе.

Для Томской области это сообщение равнозначно жирному кресту на амбициозных планах по реализации так называемых «золотых проектов». И в первую очередь - на разработке Бакчарского железорудного месторождения, которое, по планам Белого дома, должно было стать «новым мощным центром промышленного роста областной экономики». Стоит напомнить, что с проектом разработки одного из крупнейших месторождений железной руды в России областные власти связывали не только масштабный «инвестиционный поток» (бакчарский проект, даже по самым предварительным подсчетам, оценивается в десятки миллиардов долларов), но и развитие промышленного узла всесибирского масштаба. Только для обеспечения добывающего производства рабочими руками велась речь о строительстве нового города на 400-500 тысяч жителей. Под таким же большим вопросом оказались и другие проекты из «золотого» запаса – «томский лес», «территория транзита» и пр.

Дороги для денег

Все дело в том, что для реализации местных «золотых проектов» как воздух необходимы транспортные артерии. Таковых в планах ответственных руководителей имеется две, но очень важные - Северная широтная дорога (СШД) и Северо-Сибирская железнодорожная магистраль (Севсиб). Без них по-настоящему развернуть в области можно только один «золотой проект» - правобережье Оби, поскольку нефтяникам и без магистралей работать не привыкать. В крайнем случае они и трубой обойдутся. А вот руда, лес или, скажем, товарный транзит без современного автобана и <железки> обойтись не смогут. Ни один инвестор не вложит деньги в проект, осознавая, что вывезти полученную продукцию, то есть тысячи, если не миллионы, тонн руды или продукции ЛПК, иначе как по <зимникам> или разбитым в хлам асфальтированным дорожкам районного масштаба невозможно. Транспортный тупик Томской области перерастает в тупик экономический. В то же время в перечне 20 региональных проектов, финансирование которых инвестфондом утверждено, ни СШД, ни Севсиба нет и в помине. А осознание того факта, что только Севсиб потребует инвестиций в размере 1 триллиона 200 миллиардов рублей, даже самого яростного оптимиста способно погрузить в тяжелую депрессию.

Деньги для дорог

Впрочем, главный макроэкономический эксперт регионального масштаба, вице-губернатор «по доходам» Оксана Козловская, от депрессии далека.

- Севсиб и СШД - это весьма дорогостоящие проекты, и вовсе не факт, что федеральное софинансирование будет проходить по линии инвестфонда, - утверждает она. - Источниками финансирования Севсиба на правительственном уровне принято считать средства РАО РЖД, инвестиционную составляющую тарифов на перевозки, деньги бизнеса, заинтересованного в строительстве магистрали, и лишь в последнюю очередь - деньги федерального и региональных бюджетов. Так что все будет зависеть от бизнеса, который заинтересован в строительстве. До 2020 года правительством будут рассматриваться только те заявки, которые обеспечивают развитие крупных инвестиционных промышленных проектов. В перспективе Бакчар может стать проектом, который <продвинет> Севсиб и СШД, но это крайне долгосрочное начинание. Любой инвестор, который придет на месторождение, будет готовить сырьевую базу и инфраструктуру с перспективой пуска через 7-10 лет. Поэтому, если такой инвестор у нас появится, приоритетность этого объекта на федеральном уровне резко возрастет.

Правда, уже очевидно, что группа «Метрополь», с помпой «зашедшая» в Бакчарский район, к числу «стратегических» инвесторов не относится. Белый дом, устами «сырьевого» зама губернатора Владимира Емешева, признает: «Метрополь» - инвестор портфельный, вошедший в проект с целью последующей перепродажи своих активов.

Что успокаивает пессимиста - проект СШД наличествует в стратегии транспортного развития России. Как и планы строительства Севсиба. Однако на сегодняшний день вопросы эти в министерских кабинетах <приостановлены>. Причины просты: Севсиб - это строительство не только тысяч километров железнодорожного полотна (что и без того накладно), но и бессчетного числа мостовых переходов (живем-то на болоте), а также технологической дороги вдоль железнодорожного полотна. В соответствии с планами РАО РЖД только в 2010 году должны быть выделены средства на технико-экономическое обоснование проекта и подготовку проектно-сметной документации. И лишь после этого проект будет рассматриваться в части финансирования.

Со строительством СШД тоже большой вопрос. Дело в том, что Севсиб и СШД географически совпадают далеко не на всех участках. И тут возникает главная коллизия: для того чтобы искать софинансирование, нужно добиться, чтобы СШД была признана - проектом федерального значения. Однако по существующим сегодня правилам дорога может быть признана федеральной только после того, как она будет построена. А для того чтобы ее построить, нужно попасть в федеральную целевую программу. А для этого, нужно, чтобы дорога имела статус федеральной. Круг замкнулся...

Сосед не бросит?

Обычно дороги такого уровня строятся по отдельному постановлению правительства РФ, что позволяет обойти описанную <мертвую петлю>. Вроде бы сибирские лоббисты, в том числе томичи, в данном направлении работают. Областные чиновники утверждают: движение, пусть малозаметное, идет. Но только надежды на <томское лобби>, увы, практически никакой.

- К счастью для нас, построить дорогу до Лесосибирска Красноярского края, минуя Томскую область, невозможно, - приводит последний <оптимистический> аргумент Оксана Козловская. - Точнее даже - минуя Белый яр. Соответственно, эта дорога будет связана в первую очередь с развитием инвестиционных проектов Северного Приангарья, у которых значительно более ранний срок реализации, чем в Бакчаре.

Добавим от себя: и лоббистский потенциал команды Александра Хлопонина выйдет повесомее всех участников «представительного томского землячества в Москве». Так что надежда, особливо «золотая», как полагается, умирает последней.

Главные проекты для Томской области, требующие федеральных денег

1. СЕВЕРО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ (СЕВСИБ)

Ориентировочная стоимость проекта: 1 трлн 200 млрд рублей. Сроки проектирования и реализации: подготовка технико-экономического обоснования

и проектно-сметной документации - 2010-2012 гг., сроки строительства - 2012 - 2020 гг. Источники финансирования: собственные средства РАО РЖД. тарифы на перевозки ж/д транспортом, средства бизнеса, заинтересованного в строительстве, средства федерального и региональных бюджетов.

2. СЕВЕРНАЯ ШИРОТНАЯ ДОРОГА (СШД)

Ориентировочная стоимость проекта: 10-12 млрд долларов. Сроки проектирования и реализации: проект подготовлен и утвержден, предварительные сроки открытия сквозного движения на томском участке СШД 2015-2020 гг.

Источники финансирования: федеральная целевая программа «Дороги XXI века», целевые трансферты федерального бюджета, средства бюджетов регионов, средства заинтересованного бизнеса.

3. ПРОЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА ПО «РЕГИОНАЛЬНОЙ КВОТЕ»

Сроки проектирования и подачи заявок: 2008 - 2011 гг. Объемы финансирования: 900 млн рублей по «региональной квоте».

Заявленный проект: строительство автомобильной дороги с твердым асфальтобетонным покрытием Томск-Итатка – «Зеленая фабрика».

КОММЕНТАРИИ

Оксана Козловская, первый заместитель губернатора Томской области:

- По предложению Минрегионразвития в инвест-фонде РФ на Томскую область зарезервировано порядка 900 миллионов рублей. Это значит, что мы можем подавать региональные заявки в фонд на эту сумму без опасений. Причем если мы не <выберем> эти деньги в 2008 году, они от нас не «уплывут» - мы получаем возможность заявлять проекты в последующие годы. Кроме того, свою долю мы будем получать и в ежегодном бюджете инвестфонда. Томская область уже подала заявку (она сейчас рассматривается в Минрегионразвития) на проект строительства подъездной дороги к «Зеленой фабрике» в районе поселка Итатка. Цена вопроса - около 500 миллионов рублей, и в областном бюджете 2009 года мы предусмотрели средства на софинансирование (74% дает федеральный инвестфонд, 26% - регион). В работе находится еще несколько проектов.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.