В деле реализации «золотых проектов» остается
уповать на красноярских, а не томских лоббистов
Андрей Соколов
В начале сентября авторитетное издание
«Коммерсантъ», со ссылкой на свои источники в Минрегионе и Минфине,
сообщило: федеральный инвестиционный фонд, в части финансирования
проектов федерального масштаба, фактически исчерпан вплоть до 2011
года. Министр регионального развития Дмитрий Козак признался:
«График финансирования уже утвержденных проектов превосходит
возможности инвестфонда по его наполнению». «Если денег будет не
хватать, будем финансировать только текущие обязательства. Пока
этот вопрос остается открытым», - заявил источник издания в
Минрегионе.
Для Томской области это сообщение равнозначно
жирному кресту на амбициозных планах по реализации так называемых
«золотых проектов». И в первую очередь - на разработке Бакчарского
железорудного месторождения, которое, по планам Белого дома, должно
было стать «новым мощным центром промышленного роста областной
экономики». Стоит напомнить, что с проектом разработки одного из
крупнейших месторождений железной руды в России областные власти
связывали не только масштабный «инвестиционный поток» (бакчарский
проект, даже по самым предварительным подсчетам, оценивается в
десятки миллиардов долларов), но и развитие промышленного узла
всесибирского масштаба. Только для обеспечения добывающего
производства рабочими руками велась речь о строительстве нового
города на 400-500 тысяч жителей. Под таким же большим вопросом
оказались и другие проекты из «золотого» запаса – «томский лес»,
«территория транзита» и пр.
Дороги для денег
Все дело в том, что для реализации местных
«золотых проектов» как воздух необходимы транспортные артерии.
Таковых в планах ответственных руководителей имеется две, но очень
важные - Северная широтная дорога (СШД) и Северо-Сибирская
железнодорожная магистраль (Севсиб). Без них по-настоящему
развернуть в области можно только один «золотой проект» -
правобережье Оби, поскольку нефтяникам и без магистралей работать
не привыкать. В крайнем случае они и трубой обойдутся. А вот руда,
лес или, скажем, товарный транзит без современного автобана и
<железки> обойтись не смогут. Ни один инвестор не вложит
деньги в проект, осознавая, что вывезти полученную продукцию, то
есть тысячи, если не миллионы, тонн руды или продукции ЛПК, иначе
как по <зимникам> или разбитым в хлам асфальтированным
дорожкам районного масштаба невозможно. Транспортный тупик Томской
области перерастает в тупик экономический. В то же время в перечне
20 региональных проектов, финансирование которых инвестфондом
утверждено, ни СШД, ни Севсиба нет и в помине. А осознание того
факта, что только Севсиб потребует инвестиций в размере 1 триллиона
200 миллиардов рублей, даже самого яростного оптимиста способно
погрузить в тяжелую депрессию.
Деньги для дорог
Впрочем, главный макроэкономический эксперт
регионального масштаба, вице-губернатор «по доходам» Оксана
Козловская, от депрессии далека.
- Севсиб и СШД - это весьма дорогостоящие
проекты, и вовсе не факт, что федеральное софинансирование будет
проходить по линии инвестфонда, - утверждает она. - Источниками
финансирования Севсиба на правительственном уровне принято считать
средства РАО РЖД, инвестиционную составляющую тарифов на перевозки,
деньги бизнеса, заинтересованного в строительстве магистрали, и
лишь в последнюю очередь - деньги федерального и региональных
бюджетов. Так что все будет зависеть от бизнеса, который
заинтересован в строительстве. До 2020 года правительством будут
рассматриваться только те заявки, которые обеспечивают развитие
крупных инвестиционных промышленных проектов. В перспективе Бакчар
может стать проектом, который <продвинет> Севсиб и СШД, но
это крайне долгосрочное начинание. Любой инвестор, который придет
на месторождение, будет готовить сырьевую базу и инфраструктуру с
перспективой пуска через 7-10 лет. Поэтому, если такой инвестор у
нас появится, приоритетность этого объекта на федеральном уровне
резко возрастет.
Правда, уже очевидно, что группа «Метрополь», с
помпой «зашедшая» в Бакчарский район, к числу «стратегических»
инвесторов не относится. Белый дом, устами «сырьевого» зама
губернатора Владимира Емешева, признает: «Метрополь» - инвестор
портфельный, вошедший в проект с целью последующей перепродажи
своих активов.
Что успокаивает пессимиста - проект СШД
наличествует в стратегии транспортного развития России. Как и планы
строительства Севсиба. Однако на сегодняшний день вопросы эти в
министерских кабинетах <приостановлены>. Причины просты:
Севсиб - это строительство не только тысяч километров
железнодорожного полотна (что и без того накладно), но и
бессчетного числа мостовых переходов (живем-то на болоте), а также
технологической дороги вдоль железнодорожного полотна. В
соответствии с планами РАО РЖД только в 2010 году должны быть
выделены средства на технико-экономическое обоснование проекта и
подготовку проектно-сметной документации. И лишь после этого проект
будет рассматриваться в части финансирования.
Со строительством СШД тоже большой вопрос. Дело
в том, что Севсиб и СШД географически совпадают далеко не на всех
участках. И тут возникает главная коллизия: для того чтобы искать
софинансирование, нужно добиться, чтобы СШД была признана -
проектом федерального значения. Однако по существующим сегодня
правилам дорога может быть признана федеральной только после того,
как она будет построена. А для того чтобы ее построить, нужно
попасть в федеральную целевую программу. А для этого, нужно, чтобы
дорога имела статус федеральной. Круг замкнулся...
Сосед не бросит?
Обычно дороги такого уровня строятся по
отдельному постановлению правительства РФ, что позволяет обойти
описанную <мертвую петлю>. Вроде бы сибирские лоббисты, в том
числе томичи, в данном направлении работают. Областные чиновники
утверждают: движение, пусть малозаметное, идет. Но только надежды
на <томское лобби>, увы, практически никакой.
- К счастью для нас, построить дорогу до
Лесосибирска Красноярского края, минуя Томскую область, невозможно,
- приводит последний <оптимистический> аргумент Оксана
Козловская. - Точнее даже - минуя Белый яр. Соответственно, эта
дорога будет связана в первую очередь с развитием инвестиционных
проектов Северного Приангарья, у которых значительно более ранний
срок реализации, чем в Бакчаре.
Добавим от себя: и лоббистский потенциал команды
Александра Хлопонина выйдет повесомее всех участников
«представительного томского землячества в Москве». Так что надежда,
особливо «золотая», как полагается, умирает последней.
Главные проекты для Томской области,
требующие федеральных денег
1. СЕВЕРО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ
(СЕВСИБ)
Ориентировочная стоимость проекта: 1 трлн 200
млрд рублей. Сроки проектирования и реализации: подготовка
технико-экономического обоснования
и проектно-сметной документации - 2010-2012 гг.,
сроки строительства - 2012 - 2020 гг. Источники финансирования:
собственные средства РАО РЖД. тарифы на перевозки ж/д транспортом,
средства бизнеса, заинтересованного в строительстве, средства
федерального и региональных бюджетов.
2. СЕВЕРНАЯ ШИРОТНАЯ ДОРОГА (СШД)
Ориентировочная стоимость проекта: 10-12 млрд
долларов. Сроки проектирования и реализации: проект подготовлен и
утвержден, предварительные сроки открытия сквозного движения на
томском участке СШД 2015-2020 гг.
Источники финансирования: федеральная целевая
программа «Дороги XXI века», целевые трансферты федерального
бюджета, средства бюджетов регионов, средства заинтересованного
бизнеса.
3. ПРОЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА ПО
«РЕГИОНАЛЬНОЙ КВОТЕ»
Сроки проектирования и подачи заявок: 2008 -
2011 гг. Объемы финансирования: 900 млн рублей по «региональной
квоте».
Заявленный проект: строительство автомобильной
дороги с твердым асфальтобетонным покрытием Томск-Итатка – «Зеленая
фабрика».
КОММЕНТАРИИ
Оксана Козловская, первый заместитель
губернатора Томской области:
- По предложению Минрегионразвития в
инвест-фонде РФ на Томскую область зарезервировано порядка 900
миллионов рублей. Это значит, что мы можем подавать региональные
заявки в фонд на эту сумму без опасений. Причем если мы не
<выберем> эти деньги в 2008 году, они от нас не «уплывут» -
мы получаем возможность заявлять проекты в последующие годы. Кроме
того, свою долю мы будем получать и в ежегодном бюджете
инвестфонда. Томская область уже подала заявку (она сейчас
рассматривается в Минрегионразвития) на проект строительства
подъездной дороги к «Зеленой фабрике» в районе поселка Итатка. Цена
вопроса - около 500 миллионов рублей, и в областном бюджете 2009
года мы предусмотрели средства на софинансирование (74% дает
федеральный инвестфонд, 26% - регион). В работе находится еще
несколько проектов.