Падение продаж обусловлено, с одной стороны,
невысоким ростом доходов населения из-за общей нестабильности на
сырьевых рынках и ухудшения экономической ситуации в целом, с
другой - высокими ставками по автокредитам, считают эксперты.
Ситуация в крупнейшем российском
автопроизводителе ОАО "АвтоВАЗ", который отчитался о снижении
продаж по итогам первого полугодия, до конца года в корне не
изменится, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты.
Аналитики в то же время полагают, что в ближайшие месяцы темпы
падения сократятся благодаря обещанному Минпромторгом запуску
программы льготного автокредитования.
Все ожидаемо
Наметившаяся несколько месяцев назад тенденция падения спроса на
автомобили "АвтоВАЗа" сохранилась, и в отчетный период автогигант
реализовал на 6,7% машин меньше, чем в первом полугодии прошлого
года, а в июле падение составило 16%.
По мнению руководителя портала auto-dealer.ru Олега Дацкива, ничего
неожиданного в данной ситуации нет. "Замедление рынка наблюдается
еще с августа прошлого года, а у некоторых производителей даже с
мая. Уже все начинают корректировать планы в сторону уменьшения
продаж", — говорит он.
У "АвтоВАЗа" при этом самая разветвленная дилерская сеть в стране,
а дилеры наиболее точно реагируют на любые изменения. "Так вот
дилеры как раз и показывают, что ситуация на рынке сейчас весьма
негативная", — добавляет Дацкив.
По мнению эксперта, в ближайшей перспективе падение начнет
замедляться. "В первом полугодии падение было очень резким именно
из-за эффекта высокой базы прошлого года. А потом рынок начал
замедляться, и во втором полугодии разница будет не такой огромной.
То есть минус останется, но он будет меньше. Мой прогноз — общее
сокращение рынка на 7-10% по итогам года. Наиболее благоприятное
развитие событий для "АвтоВАЗа" — минус 5% в 2013 году к 2012
году", — считает аналитик.
Кто виноват
Падение продаж обусловлено, с одной стороны, невысоким
ростом доходов населения из-за общей нестабильности на сырьевых
рынках и ухудшения экономической ситуации в целом, с другой —
высокими ставками по автокредитам на уровне 14-16%, напоминает
аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.
"Помимо
общих тенденций, оказывающих влияние на весь рынок, падение продаж
"АвтоВАЗа" объясняется сменой модельного ряда автомобилей Lada.
Ушла "классика", существенно сократились продажи "Самары" и
"Приоры", происходит смена поколений "Калины". А на смену пришли
"Гранта", которая является локомотивом продаж, и "Ларгус", спрос на
который все еще остается неудовлетворенным. Падение будет
происходить и дальше, так как второму поколению "Калины" еще
предстоит набрать рыночный темп, а обновление модельного ряда пока
не закончено. Да и в целом ситуация на российском рынке не
способствует росту продаж, особенно в бюджетном сегменте", —
говорит ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат
Тимерханов.
Минпромторг поможет
"Ситуация станет более благоприятной уже в
августе-сентябре, когда начнет работать обещанная Минпромторгом
программа по льготному автокредитованию. Вполне вероятно, что в
сложившейся ситуации часть покупателей просто взяла паузу и
отложила до тех пор покупку машины. Предельная величина стоимости
авто, которую можно приобрести по этой программе на льготных
условиях, — 700 тысяч рублей. Вся линейка машин "АвтоВАЗа" как раз
входит в этот ценовой диапазон ", — добавляет
Рожков.
В свою очередь с тем, что "АвтоВАЗ"
извлечет выгоду из программы льготного автокредитования, согласен и
Тимерханов, однако он подчеркивает, что она не связана только с
автогигантом. "Поскольку она призвана стимулировать рынок в целом,
активизировать продажи в кредит", — отмечает он.
Не тот сегмент
"У "АвтоВАЗа" при этом ситуация своеобразная в том плане, что
их авто представлены в бюджетном сегменте, а сейчас тенденция
такова, что спрос концентрируется в отношении более дорогих машин.
Сейчас средняя цена приобретаемой машины составляет 600-700 тысяч
рублей. "АвтоВАЗ" в этом сегменте не представлен. Это также одна из
основных причин, из-за которой продажи у компании снижаются", —
отмечает Рожков.
http://ria.ru/economy/20130702/947144124.html