АЛАН ХУРУМОВ
Президент России Владимир Путин считает
возможным создание объединения российских автопроизводителей на
базе АвтоВАЗа, ГАЗа и КамАЗа. При этом глава государства уточнил,
что окончательное решение должно быть за собственниками активов.
Аналитики, однако, считают, что «Рособоронэкспорт» предложит
акционерам предприятий выкупить их бумаги с серьезным дисконтом. До
тех пор пока это предложение не будет принято, создание альянса
трех предприятий выглядит реальным только для производства
комплектующих. Вчера Владимир Путин заявил, что объединение ГАЗа,
АвтоВАЗа и КамАЗа возможно, если эту идею поддержат собственники.
«Если все участники этого процесса придут к выводу, что такое
объединение может способствовать укреплению российской
автомобильной промышленности, мы его поддержим, но не будем
навязывать»,— подчеркнул президент. Похожее заявление сделал вчера
в ходе посещения крупнейшей частной автостроительной компании
России — ГАЗа — глава Роспрома Борис Алешин. «Я этого не исключаю,
однако жесткой государственной линии по объединению
автопроизводителей в одну компанию нет»,— отметил он. Алешин также
подчеркнул, что консолидация сил российских автопроизводителей
неизбежна, по крайней мере в части производства комплектующих. «Но
пока это остается всего лишь на уровне идеи»,— посетовал Алешин.
Консолидировать силы в производстве комплектующих нынешние
производители автомобилей вполне готовы. «Без кооперации
производства комплектующих заводу не выжить»,— заявил по этому
поводу генеральный директор «Руспромавто» (управляет холдингом ГАЗ)
Максим Авдеев. Сложности, по мнению экспертов, могут возникнуть на
стадии объединения активов в одну корпорацию. «Сомневаюсь,
что в ближайшее время будет осуществлена идея по присоединению
ГАЗа,— говорит аналитик ИФК „Метрополь” Александр Жуков.— У
владельца „Руспромавто” Олега Дерипаски грандиозные планы по
развитию холдинга. Вряд ли он станет продавать компанию». По словам
Жукова, национализировать ГАЗ, в отличие от АвтоВАЗа, будет
непросто еще и потому, что у холдинга Дерипаски сейчас
прозрачнаяструктура собственности. Эксперт оценивает капитализацию
«Руспромавто» в $960 млн. Причем, по мнению Жукова, она будет
расти. «Адекватно актив Олега Дерипаски еще не оценен рынком.
Думаю, что холдинг будет расти, потому что они еще не выпускали
полноценной консолидированной отчетности. Если результаты ее будут
позитивными, цена акций увеличится»,— говорит эксперт.
Аналитик ГК «Регион» Евгений Шаго считает, что проблема может
возникнуть в оценке государством активов ГАЗа и КамАЗа при создании
национального холдинга. «Капитализация самого крупного и ликвидного
в России автомобильного актива, АвтоВАЗа, в 2005 году составила
$1,4 млрд. Выручка— около $5 млрд. Значит ПНС (соотношение
капитализации и выручки.— „Бизнес”) составляет 0,28. Исходя из
этого, актив Олега Дерипаски можно оценить в $700 млн, а КамАЗ — в
$420 млн». Евгений Шаго не исключает, что «Рособоронэкспорт»,
оценивая эти активы, воспользуется именно такой методикой. Между
тем реальная их стоимость может оказаться значительно выше. Так,
«Руспромавто» эксперт оценивает в $1 млрд. Впрочем, Олег Дерипаска
при любом раскладе останется в плюсе: по оценкам аналитиков, ему
ГАЗ обошелся не более чем в $160 млн. Вызывает вопросы и структура
будущего крупнейшего российского автопроизводителя. «Я
сомневаюсь, что АвтоВАЗ, КамАЗ и ГАЗ полностью сольются, образовав
одно юридическое лицо и перейдя на единую акцию. Скорее всего,
будет одна управляющая компания, например зашедший на ВАЗ
„Рособоронэкспорт”, которому будут переданы пакеты акций
автопроизводителей»,— размышляет Александр Жуков. Впрочем,
о реальном слиянии крупнейших в России автопроизводителей говорить
пока рано. Во всяком случае, соответствующих предложений от
государства они еще не получали. «К нам не поступало никаких
подобного рода предложений от государственных чиновников или
структур»,— сообщил директор по PR УК «Руспромавто» Владимир
Торин.