ФИНАМ.ру: Нефтепровод "Восточная Сибирь-Тихий океан" через несколько лет возможно будет нечем заполнить
Милана Челпанова
В последние дни декабря "Транснефть" намерена
запустить первую очередь своего самого масштабного проекта -
нефтепровода "Восточная Сибирь-Тихий океан" (ВСТО). Трубопровод
протяженностью 2,6 тысяч километров соединит населенные пункты
Тайшет и Сковородино. Пропускная способность ВСТО на первом этапе
составит 30 млн тонн нефти в год, стоимость ее строительства - 378
млрд рублей. Второй этап предполагает строительство мощностей по
транспортировке нефти объемом в 50 млн тонн в год, примерная ее
стоимость - 373,66 млрд рублей.
Идея построить нефтепровод в Китай возникла еще
десять лет назад. В конце 1999 года экс-глава компании ЮКОС Михаил
Ходорковский обсудил строительство нефтепровода из Ангарска в
китайский Дацин с руководством Китайской национальной нефтяной
компанией CNPC), а уже в 2001 году Россия и Китай подписали
соглашение "Об основных принципах технико-экономического
обоснования (ТЭО) нефтепровода". По замыслу Ходорковского, маршрут
его должен был соединять города Ангарск и Дацин.
Затем среди потенциальных потребителей (Китая и
Японии) развернулась борьба за российскую нефть - в 2002 году
"Транснефть" предложила альтернативный вариант нефтепровода - из
Ангарска в Находку. В мае 2003 года оба проекта были объединены в
один, который был назван "Восточная Сибирь -Тихий океан".
Российские нефтяники совсем недавно начали
прощупывать азиатские рынки сбыта. Пока объем экспорта на восточном
направлении невелик. Однако и с выходом ВСТО на полную мощность
нефтяные компании РФ вряд ли смогут занять значительную долю на
китайском, японском и других азиатских рынках - слишком уж велик
там спрос на энергоносители. "Перспективы роста спроса на нефть в
Азии огромные, больше, чем в Европе, - соглашается начальник отдела
аналитических исследований ИГ "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров.
- Основными факторами увеличения спроса являются промышленный рост
и рост числа автомобилей в стране. К тому же, азиатские страны не
так требовательны к экологичности топлива, как в ЕС". По словам
аналитика, половина поставок нефти с Ближнего Востока уже
приходятся на Юго-Восточную Азию.
По прогнозам аналитика ИФК "Метрополь"
Алексея Кокина, российские компании смогут занять на китайском
рынке максимум 7%. "Думаю, что и эта цифра будет преувеличена, -
говорит он. - Наиболее реальный прогноз - 3-4%. Спрос на нефть в
Китае составляет 450 млн тонн в год, а проектная мощность ВСТО - 80
млн тонн в год". По мнению г-на Кокина, для РФ наиболее важно то,
что на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири будет создана
инфраструктура под дальнейшее развитие трубопроводной
сети.
Сегодня также стало известно, что список
месторождений в Восточной Сибири, которые являются ресурсной базой
для ВСТО, расширен с 13 до 22. Льготы нужны нефтяникам, чтобы
частично компенсировать затраты на новые проекты в этом регионе, в
котором в 2010 году планируется добыть 11-15 млн тонн нефти. Однако
"налоговые каникулы" для НК могут служить стимулом для роста добычи
лишь на время.
"На первом этапе неразвитость
законодательной базы, недостаточные вложения нефтяников в
геологоразведку и другие проблемы отрасли не отразятся на поставках
нефти в Азию, так как основные месторождения, являющиеся ресурсной
базой для ВСТО (Ванкорское, Талаканское и Верхнечонское) уже
запущены, - говорит Алексей Кокин. - На следующем этапе, когда
нужно будет доводить мощность до 80 млн тонн, все будет зависеть от
того, будут ли решены эти ключевые проблемы российской нефтянки. И
это вопрос следующих пяти лет".