Мартовская катастрофа самолета Ан-148 во время
тренировочного полета не испугала будущих покупателей этой машины.
Как и убытки тех, кто уже успел приобрести самолет и теперь доводит
его до ума за свой счет. Во вторник ряды владельцев Ан-148 (а в них
сейчас ГТК «Россия» и украинский «Аэросвит») пополнила воронежская
компания «Полет», для которой этот актив пока «непрофильный»,
поскольку специализируется она главным образом на доставке
супертяжелых и крупногабаритных грузов. За счет Ан-148, которых у
нее будет 10, компания собирается расширить свое присутствие в
сегменте пассажирских перевозок.
Ан-148 – российско-украинский ближнемагистральный самолет,
рассчитанный на перевозку от 70 до 99 пассажиров. Его ближайший
конкурент – Superjet производства компании «Сухой».Обе машины в
перспективе должны заменить в России устаревающих Ан-24, Ту-134 и
Як-40 (42). А только Ту-134 в России до сих пор летает 80-90
штук.
Интерес к Ан-148 эксперты объясняют тем, что Superjet – дороже и не
может садиться на грунт. Cтартовая цена российско-украинской машины
существенно ниже любого аналога - каталожная цена Superjet,
например, составляет около $32 млн, а Ан-148 - $24-25 млн.
Но вот по таким показателям, как топливная
эффективность и стоимость обслуживания, Ан-148 проигрывает
Superjet, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Сергей
Рожков. Главное, что не устраивает многих
перевозчиков в Superjet– слишком низкое расположение двигателей, в
результате чего они «сосут пыль» (почему их и нельзя посадить на
грунт). В свою очередь, сторонники Superjetговорят, что реальная
стоимость Ан-148на рынке достигает примерно $30 млн, что делает
разницу в стоимости двух самолетов не такой уж и большой.
Но, как подчеркивают в Объединенной авиастроительной корпорации, на
сегодняшний день нет ни одного авторитетного исследования, которое
бы подтверждало снижение уровня безопасности из-за более низкого
расположения двигателей.
Впрочем, обе машины еще надо дорабатывать. Как говорил глава
Росавиации Александр Нерадько, ГТК «Россия», первой в нашей стране
купившая себе Ан-148, только в 2010 году получила около 300 млн
рублей убытков от эксплуатации этой машины. Компания была вынуждена
оплачивать счета за лизинг несмотря на то, что сами самолеты стояли
на доработке. Гендиректор «Воронежского акционерного
самолетостроительного общества» (оно и выпускает Ан-148) Виталий
Зубарев уверяет, что недостатки, выявленные при эксплуатации судов
ГТК «Россия», полностью устранены.
Как рассказал «Известиям» вице-президент ЗАО «Сбербанк Лизинг»
Роман Струков», «Полет» получил самолеты благодаря финансовому
лизингу. Это значит, что ему придется выплачивать лизинговые
платежи несмотря на возможные простои из-за ремонта.
Гендиректор авиакомпании и хозяин «Полета» Анатолий Карпов
подтвердил «Известиям», что основное бремя ответственности за
эксплуатацию новой машины они взяли на себя. Но он возлагает
надежду а близость места базирования воздушных судов авиакомпании к
самолетостроительному заводу (оба расположены в Воронеже) и на
договоренности с ВАСО. «Какие-то издержки конечно будут», - сказал
Анатолий Карпов, выразив при этом уверенность, что по итогам
эксплуатации Ан-148 в первый месяц удастся обеспечить 150 часов
налета. Для сравнения – первый месяц эксплуатации Sukhoi
Superjet 100 у «Аэрофлота» дал около 100 часов.
Виталий Зубарев подтвердил «Известиям» наличие договоренностей с
«Полетом». По его словам, завод создаст бригаду из 15 человек,
которая постоянно будет отслеживать работу судов в аэропорту
Воронежа. Кроме того, существуют 2 года гарантийных обязательств,
по которым ответственность за устранение недостатков лежит на
воронежском предприятии. После истечения этого срока
ответственность, по словам Зубарева, скорее всего будет разнесена в
зависимости от того, кто будет признан виновным – производитель или
эксплуатант.
http://www.izvestia.ru/news/495230