Между Россией и Евросоюзом начались торговые
войны по правилам ВТО. Евросоюз пожаловался в организацию на
протекционистские меры, принятые Россией: запрет на ввоз живого
скота и утилизационный сбор на автомобили.
Европейский союз пожаловался в ВТО на ряд
протекционистских мер, принятых российскими властями после
вступления в организацию. Как сообщает Reuters, речь, в частности,
идет о «непропорциональном» запрете на ввоз живого скота из ЕС, а
также введении утилизационного сбора на импортные автомобили. «Есть
ряд и других сфер, где у ЕС есть вопросы или сомнения относительно
выполнения Россией обязательств, связанных с членством в ВТО», —
цитирует агентство слова представителя ЕС на заседании совета по
торговле товарами ВТО.
Подал ли Евросоюз официальную жалобу в ВТО на
Россию, неизвестно. Россия такой информацией не располагает,
передает РИА «Новости» слова директора департамента торговых
переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова.
Жалоба представителя Евросоюза прозвучала через
несколько дней после обвинений в адрес ЕС со стороны главы
Россельхознадзора Сергея Данкверта. В пятницу, 23 ноября, он
сообщил, что чиновники ЕС скрывают заражение скота, поставляемого в
Россию, опасной болезнью блютанг («синий язык»).
«Сегодня у нас есть все основания подозревать,
что ветслужба Евросоюза в течение длительного срока скрывает
обнаружение блютанга 14-го серотипа в ряде стран Европы, прежде
всего, в Польше, Латвии, Литве и Эстонии», — цитировал Данкверта
«Интерфакс». До этого речь шла только о блютанге 8-го серотипа, от
которого у России есть вакцина, отметил чиновник.
По словам Данкверта, европейские коллеги не
извещали российскую сторону о распространении вируса, скрывали эту
информацию, подписывая ветеринарные сертификаты, гарантирующие
безопасность поставляемой в Россию продукции. При таком отношении
Россельхознадзор считает вправе отказывать европейским поставщикам
скота в Россию, подчеркнул глава ведомства.
Ранее Евросоюз сетовал на другие подобные меры
со стороны России, в частности запрет на ввоз живого скота (кроме
племенного) из Европы, введенный в августе 2011 года из-за вируса
Шмалленберга. Еврочиновники назвали меры «несоразмерными и
неоправданными», так как болезнь не опасна для человека.
«Для европейской стороны ввоз свинины на
территорию России является вопросом выживания многих фермеров.
Импорт живых свиней в 2009 году составлял более 1 млн скота (120
тыс. тонн), — объясняет недовольство ЕС глава Национальной мясной
ассоциации Сергей Юшин.
— Сейчас европейцам придется доказывать, что
запрет введен без достаточных оснований, а российская сторона будет
разъяснять свою позиции».
Профессор ГУ ВШЭ, директор информационного бюро
по присоединению России к ВТО, Алексей Портанский не уверен, что ЕС
подаст официальную жалобу в ВТО на Россию. «Но вообще в ВТО принято
спорить. Будем спорить, когда будут конкретные и официальные
претензии», — говорит он.
Запретные меры помогают отечественным
производителям успешнее конкурировать в условиях ВТО, которые
предполагают открытие рынка для импортных товаров. Так, до
вступления в организацию в России действовала 40% импортная пошлина
на свинину в живом весе. Она была введена в 2010 году как реакция
на рост импорта свиней, поставляемых на убой в Россию из Евросоюза,
что подрывало интересы российских сельхозпроизводителей, говорит
Юшин. Но после вступления в ВТО пошлина снизилась до 5%.
Также после вступления в ВТО Россия обязалась
понизить ввозные пошлины на новые легковые автомобили с 30% до 25%
от их стоимости, а в последующие шесть лет – до 15%. На
поддержанные иномарки снижение пошлин было еще более ощутимым – с
35% до 25%. К 2018 году их ставка должна составлять 20% от
стоимость машины. Остальные изменения произойдут после 2019 года,
когда будут заметно снижены – до 12,5% - пошлины на легковые машины
не старше трех лет с мощностью двигателя от 2,8 литра. До этой же
отметки опустится ставка сбора и на кроссоверы с мотором от 3,5 до
4,2 литра.
Но снижение ввозных пошлин с лихвой
компенсируется введением утилизационного сбора на автохлам, говорит
исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей
Удалов. Иностранные автомобили, импортированные в
Россию, дешевле не станут, соглашается Андрей Рожков из
«Метрополя».
На прошлой неделе президент Владимир Путин
охарактеризовал первый этап вступления в ВТО, как угрозу для
экономики России, посвятив теме разработки ответных мер отдельное
заседание Совета безопасности. Ситуация на мировых рынках не
способствует получению быстрых выгод от присоединения России к ВТО,
признал Путин. Самые уязвимые отрасли, по его словам,
животноводство, сельхозмашиностроение, автопром, легкая и пищевая
промышленность.
http://www.gazeta.ru/business/2012/11/26/4868797.shtml