ФИНАНС online: Правительство может поддержать авторынок дополнительными субсидиями
В апреле продажи автомобилей в России упали на
53% - до 135700 машин, сообщает Ассоциация европейского бизнеса
(АЕБ). Традиционного весеннего оживления не произошло, и у
большинства автомобильных брендов динамика падения продаж превысила
рыночную.
В январе-апреле 2009 года продажи российских
автомобилей снизились на 44% - до 525,8 тыс. машин. Лидером рынка в
январе-апреле и по итогам последнего месяца стал российский бренд
Lada, а из иномарок – американская марка Chevrolet. За ней следуют
Ford, Nissan и Hyundai, пишет "Коммерсант".
В марте российский авторынок просел на 47%, но
рост пошлин на иномарки и укрепление рубля ведут почти к полной
остановке продаж, говорит совладелец дилерского холдинга Genser
Игорь Пономарев. По его словам, данные за апрель подтвердили
опасения дилеров, что авторынок России не спасет даже сезонный
фактор (весной продажи обычно оживляются). Эксперт не ожидал, что
такие бренды, как Toyota и Hyundai упадут быстрее рынка - на 59% и
71% соответственно. Причина падения продаж японских и корейских
брендов в основном объясняется укреплением иены и воны по отношению
к рублю.
Рост продаж в апреле показали всего четыре
марки - Volkswagen, Citroen, Seat и Hummer. Все они, за исключением
Volkswagen, растут из-за небольшого объема продаж в 2008 году,
говорит Михаил Пак из "Метрополя". Наименьшее падение показали
премиальные бренды Audi, BMW и Cadillac - до февраля-марта они
демонстрировали рост. Несмотря на кризис, новая BMW 7-й серии
по-прежнему пользуется спросом, а вместе с ней неплохо продаются
премиальные внедорожники X5 и X6. Массовые модели автомобилей (3-й
и 5-й серии BMW), продаются сложнее. Продажи Cadillac до апреля
росли за счет серьезных скидок (до 500 тыс. рублей), которые будут
предлагаться еще минимум месяц.
Самыми продаваемыми автомобилями по итогам
прошлого месяца стали машины семейства Samara производства
"Автоваза", а самой популярной иномаркой - Ford Focus. Однако эти
марки автомобилей не показали прироста продаж в апреле. Самое
сильное падение было у корейских Chevrolet Lanos и Lacetti, а также
японских Mazda 3 и Mitsubishi Lancer X. Единственной иномаркой,
которая в апреле показала прирост, стал кроссовер Nissan Qashqai
(его продажи поднялись сразу на 155%), но эту машину раньше
завозили в недостаточном объеме.
По словам Игоря Пономарева, ситуация на рынке
автомобилей удручающая, и что будет дальше, не совсем понятно.
Возможно, летом рынок все-таки оживится, тем более в Москве падение
продаж не настолько сильно, как в целом по России (у Genser оно
составило примерно 30%). У столичного покупателя еще остались
деньги, но скоро и Москва перестанет покупать автомобили, считает
Михаил Пак. Вице-председатель комитета автопроизводителей
АЕБ Мартин Ян выразил надежду, что продажи постепенно
стабилизируются, но не сказал, когда именно это произойдет. По его
словам, ключевой фактор роста продаж автомобилей - поддержка
покупателя субсидиями и премиями.
Сейчас Минпромторг ведет переговоры с
автопроизводителями и Минфином о расширении перечня автомобилей,
которые будут продаваться населению в кредит со ставкой,
субсидированной федеральным бюджетом. Если сегодня эти субсидии
распространяются на автомобили не дороже 350 тыс. рублей, то теперь
может быть принято решение о включении в программу более дорогих
машин. Данное решение может быть принято в течение двух недель.