Инвесторы недооценили “Северсталь-Авто”
Анатолий Темкин
Юлия Федоринова
Акционеры “Северсталь-Авто” продали портфельным
инвесторам 30% акций компании. Но этот пакет пришлось продать как
минимум на $6 млн дешевле, чем планировалось, — за $135 млн.
Аналитики полагают, что виной тому прежде всего негативная ситуация
на мировом автомобильном рынке.
В “Северсталь-Авто” входят Заволжский моторный и
Ульяновский автомобильный заводы. Уставный капитал компании состоит
из 29 800 159 акций номиналом 12,5 руб. 87,69% акций принадлежат
Newdeal Investments Limited, 85% акций которой контролирует
гендиректор “Северсталь-групп” Алексей Мордашов и оставшиеся 15% –
гендиректор “Северсталь-Авто” Вадим Швецов. Выручка по МСФО в 2004
г. – 23,03 млрд руб., чистая прибыль – 1,342 млрд руб. В 2004 г.
ЗМЗ продал 273 722 двигателя, УАЗ – 70 071 автомобиль.
О намерении разместить 30% своего уставного
капитала — 8 940 047 обыкновенных акций — “Северсталь-Авто”
объявила в марте. Эти бумаги были предоставлены Newdeal. При этом
примерно половину вырученных от размещения средств акционер
направит на выкуп допэмиссии “Северсталь-Авто”. А в середине апреля
компания объявила о цене, по которой она бы хотела разместить
бумаги, — от $15,80 до $17,80 за акцию. То есть за 30%
автопроизводитель собирался получить $141-159 млн. Но разместить
акции удалось по $15,1 за штуку, сообщила компания в пятницу. Таким
образом, весь пакет был оценен в $135 млн. Тем не менее в компании
довольны сделкой. “Мы удовлетворены тем, как мы разместили бумаги”,
— говорит финансовый директор “Северсталь-Авто” Николай Соболев.
Решение понизить цену он объясняет тем, что спрос инвесторов в ходе
роуд-шоу формировался внизу ценового диапазона. Причины этого, по
словам Соболева, фундаментальны и не имеют прямого отношения к
компании, а связаны с негативными новостями в мировом автопроме.
Президент ОФГ Илья Щербович (Deutsche UFG является ведущим
организатором предложения и эксклюзивным менеджером книги заявок)
пояснил, что снижение цены предложения привело к значительному
увеличению спроса и позволило сделать сделку успешной. По его
словам, новыми акционерами “Северсталь-Авто” стали около 60
портфельных инвесторов. Причем львиную долю пакета — около 85% (т.
е. около 25,5% акций “Северсталь-Авто”) выкупили иностранные фонды.
Источник, знакомый с ходом размещения акций, отмечает, что компании
не повезло со временем размещения акций. Сейчас очень тяжелая
ситуация на мировом автомобильном рынке, отмечает он. А из-за
проблем у General Motors инвесторы с большей опаской относятся к
автомобильной отрасли. Не позволила продать акции дороже и
невысокая капитализация “АвтоВАЗа”, акции которого торгуются по
$27-28 за штуку. “Инвесторам показался маленьким дисконт для
"Северсталь-Авто", — отмечает собеседник "Ведомостей". — Инвесторам
понравилась история компании, ее менеджерская команда. Не нравилась
только цена”. Впрочем, Денис
Нуштаев из “Метрополя” отмечает, что низкая цена сделки вызвана не
только проблемами GM и низкой капитализацией “АвтоВАЗа”. “Заводы
"Северсталь-Авто" выпускают устаревшие модели на старом
оборудовании”, — говорит Нуштаев. А Вячеслав Смольянинов из
“УралСиба” полагает, что низкая цена, спровоцированная низким
спросом на акции, получилась из-за большого размера пакета,
предложенного рынку. “30% — это беспрецедентно большой пакет для
первичного размещения. Спрос на него найти тяжело”, — говорит
Смольянинов. При этом он напоминает, что российские компании с
успехом размещаются на западных биржах. В качестве примера
Смольянинов приводит АФК “Система”. “База потенциальных инвесторов
за границей несоизмеримо больше, чем в России. Поэтому шансы на
успех там выше”, — полагает аналитик.