Светлана Самоделова
Поднять голландское двухмачтовое торговое судно
«Фрау Мария», затонувшее в 1771 году с шедеврами мирового искусства
на борту, намерены участники и партнеры беспрецедентного
международного проекта.
На пресс–конференции в Государственном музее
Пушкина рабочая группа обсудила вопросы финансирования,
технического обеспечения подъема корабля, консервации груза и
создания реставрационной базы для его спасения.
Судно «Фрау Мария», затонувшее 237 лет назад на
Балтике, было обнаружено в территориальных водах Финляндии недалеко
от острова Юрмо в 1999 году.
Сотрудники Морского музея Финляндии,
организовавшие экспедицию, убедились: судно легло строго
вертикально – на киль. Остов парусника находится на сравнительно
небольшой глубине – 41 метр – и заглублен в донных отложениях лишь
на полтора метра.
Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского
залива парусник сохранился без видимых внешних
повреждений.
Российские и голландские ученые, изучив архивные
документы, установили, что корабль в свое время принял на борт
художественные произведения, купленные на аукционе в 1771 году для
Екатерины II.
Есть все основания предполагать, что на дне
Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских
художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта. А также
коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и
серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами.
Уникальный груз «Фрау Марии» музейные эксперты
оценивают не менее чем в 500 млн евро. Надо заметить, что это один
из самых дорогих затонувших кораблей, который когда-либо
обнаруживали в мире.
В том, что драгоценные картины могут быть в
хорошем состоянии, специалисты не сомневаются.
– Из документов известно, что полотна тщательно
готовили к морскому путешествию: сначала заворачивали в лосиную
кожу, затем упаковывали в свинцовые тубусы, следом заливали
свободное пространство воском и герметично запаивали, – говорит
президент благотворительного фонда «Спасение национальных
культурно-исторических ценностей», кандидат технических наук Артем
Тарасов.
Ныне вокруг затонувшего корабля установлена
1,5-метровая "запретная зона", заплывать в пределы которой дайверам
строго запрещено.
– Предполагается, что 150-тонную шхуну будут
поднимать с помощью двух понтонов, которые будут иметь специальную
конструкцию траверсов, – объясняет генеральный директор
«Балтспецфлота» Шпигель. Железные тросы заменят специально сшитые
мягкие полотенца, которые будут пропущены под корпус судна.
Поднятое судно постараются завести в док.
– Это пока концепция, – подчеркнул Шпигель. –
Для разработки проекта необходимо тщательно обследовать судно и его
шпангоуты, а также исследовать дно.
– Исход экспедиции пока предсказать довольно
трудно, – подчеркнул Артем Тарасов. – Возможно, специалистам
удастся поднять со дна моря весь корабль или только груз, или
какую-то часть груза.
Приблизительная стоимость проекта – 50 млн
евро.
– Нынешнее состояние экономики нас не пугает, –
заметил российский меценат, кандидат географических наук
Михаил Слипенчук, давший свое согласие на финансирование
проекта.
К 2010 году специалисты надеются разгадать тайну
“Фрау Марии”.
В рабочую группу по подъему судна войдут
российские, финские, шведские и голландские специалисты.
– Мы готовы взять на себя все реставрационные
работы, – заявил заместитель директора Государственного Эрмитажа,
доктор исторических наук Георгий Вилинбахов. – У нас есть для этого
прекрасные специалисты и современные технологии.
Вопрос, кому будут принадлежать поднятые со дна
морского произведения искусства, купленные на деньги русской
императрицы, остается открытым.
– Права собственности мы не обсуждаем, – заявил
Артем Тарасов. – Все ценности, что удастся поднять и сохранить,
будут принадлежать европейскому сообществу. Обговаривается вариант
открытия совместного плавучего музея сокровищ "Фрау Марии". Он
может курсировать между европейскими столицами