МОСКВА, 26 июл - Прайм, Ольга Ждан. Российские
низкобюджетные перевозчики могут вновь появиться на рынке, однако
условия их работы и бизнес-модели будут существенно отличаться от
их предшественников. Лоукостер "Аэрофлота" AFLT -0,13% может начать
работать уже в следующем году, его базовым аэропортом станет
"Шереметьево", а первыми направлениями - маршруты из Москвы и
Санкт-Петербурга в крупнейшие города РФ, полагают эксперты,
опрошенные агентством "Прайм".
В четверг совет директоров крупнейшей российской
авиакомпании принял решение о создании 100-процентной дочерней
компании – низкобюджетного перевозчика. Это решение не стало
сюрпризом – рынок ждал его давно. Российские бюджетные авиакомпании
"Авианова" и Sky Express прекратили свою деятельность еще в 2011
году, да и в полном объеме их нельзя считать полноценной моделью
лоукоста. При этом иностранные дискаунтеры все активнее приходят на
российский рынок и работают по своим законам и правилам, что
изначально ставит наши авиакомпании в менее выгодные условия.
Для реализации модели российского лоукостера в
стране необходимо создать условия. Аэропорты должны быть готовы
предложить таким перевозчикам более низкие тарифы, сократить время
разворота самолета (между прилетом и вылетом не должно проходить
более 40 минут). Лоукостерам также необходимо право продавать
невозвратные билеты, взымать плату за провоз багажа, не кормить
пассажиров и принимать на работу иностранных пилотов. Минтранс
разработал все зависящие от него поправки и направил их в Госдуму,
однако решения по ним пока не принято.
БАЗОВЫЙ АЭРОПОРТ
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев ранее
говорил, что в силу отсутствия в России специального аэропорта для
лоукост-перевозчиков, базовым аэропортом для новой авиакомпании
станет или "Внуково" или "Шереметьево". Эксперты сходятся во
мнении, что, скорее всего, выбор будет сделан в пользу
"Шереметьева".
"Если тарифы обслуживания будут
одинаковыми, то, конечно, "Шереметьево", - говорит аналитик
"Метрополя" Андрей Рожков.
"На рынке считается, что "Внуково" -
наиболее дешевый московский аэропорт, и было бы логично базировать
лоукостера в нем. "Аэрофлот" уже заявлял о факте переговоров с
"Внуково" по этому вопросу. Однако недавно ФСТ согласовала
повышение сборов за взлет-посадку во Внуково с 154,1 до 166,1
рублей за тонну максимальной взлетной массы, и по этому параметру
"Шереметьево" станет наиболее дешевым аэропортом в МАУ - 163,5
рубля", - говорит аналитик "Региона" Алла Юрова.
В результате, по ее словам, для "Аэрофлота"
может оказаться выгоднее базировать нового перевозчика в
"Шереметьево". Такой выбор имеет ряд плюсов, как-то: возможность
обеспечения стыковок с рейсами материнской компании, использование
существующей технической базы.
"Каждый из аэропортов имеет свои преимущества,
например, "Шереметьево" предпочтительнее тем, что там лучше развита
логистика и более высокая пропускная способность, однако с другой
стороны, во "Внуково" дешевле аэропортовое обслуживание и большие
возможности для получения дополнительных слотов благодаря запуску
нового терминала. Я думаю, что если речь идет о небольшой компании
– то предпочтительнее будет "Шереметьево", однако если "Аэрофлот"
решит сразу развивать довольно крупную компанию, что наиболее
вероятно на данный момент, тогда рациональнее будет размещать ее во
"Внуково", - считает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.
При этом во "Внуково" есть некоторые проблемы с
разворотом самолета, связанные с тем, что аэропорт обслуживает
первых лиц государства, то есть обеспечить разворот за 30-40 минут,
что жизненно необходимо для лоукостера, во "Внуково" порой бывает
затруднительно. Лоукостер "Аэрофлота" будет эксплуатировать новые
самолеты A-320 или Вoeing-737, говорил Савельев. Его
предшественники "Авианова" и Sky Express эксплуатировали старые
самолеты.
МАРШРУТЫ
В сообщении "Аэрофлота" отмечалось, что
экономичность бизнес-модели, в том числе отказ от ряда удобств,
сделает возможным дисконт по сравнению с традиционными
авиаперевозчиками в размере 20-40% и даже позволит конкурировать по
ценам с железнодорожным транспортом.
К примеру, в типичном самолете лоукостера нет
бизнес-класса, спинки кресел не откидываются, ширина сидений и
расстояние между рядами совсем не такие, как привыкли пассажиры в
самолетах того же "Аэрофлота". Одним словом, это будет очень
аскетичный сервис.
Первые два года "Аэрофлот", говорилось в
сообщении, планирует развивать наиболее прибыльные маршруты в
европейской части России, постепенно расширяя зону деятельности как
в российских регионах, так и за рубежом, в том числе в странах СНГ.
Аналитики отмечают, что первые маршруты будут из Москвы и
Санкт-Петербурга.
"Скорее всего, маршрут Москва -
Санкт-Петербург, так как здесь очень сильная конкуренция даже не
среди авиакомпаний, а между авиакомпаниями и РЖД (Сапсан).
Возможно, что будут также направления Москва - Нижний Новгород,
Москва - Казань, Москва - Краснодар и Москва - Анапа", - говорит
Рожков.
Юрова отмечает, что, скорее всего, значительная
часть рейсов действительно будет связана с Москвой и
Санкт-Петербургом.
По словам Шенка из "Инвесткафе", первое время
будут развиваться маршруты из европейских городов в обе столицы, а
также внутренние рейсы между крупными городами со стабильно высоким
пассажиропотоком - например, с Казанью или Новосибирском, а также,
возможно, некоторые маршруты в Азию.
КОНКУРЕНТ "ЮТЭЙР"
О планах создания своего лоукостера говорила
также другая российская авиакомпания ОАО "ЮТэйр" UTAR -0,04%.
Известно, что в качестве базового аэропорта планируется
использовать "Ермолино" в Калужской области, однако сроки начала
полетов пока не конкретизируются: в презентации "ЮТэйра" указаны
2013-2016 годы.
Жесткой конкуренции между
лоукостерами аналитики пока не ожидают. "Лоукостер, даже один,
может оказаться нерентабельным, если государство не пойдет им
навстречу и на законодательном уровне не закрепит за ними право на
скидку в определенных сервисах - аэропортовое и аэронавигационное
обслуживание, возможно компенсация части лизинговых платежей и
какие-то еще стимулирующие меры", - считает Рожков из
"Метрополя".
Аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк
полагает, что между двумя игроками будет конкуренция, однако каждый
займет свою нишу на рынке и свой сегмент пассажиров.
По его мнению, "ЮТэйр" сможет существенно
сократить затраты на обслуживание в "Ермолино", так как это
полностью их проект, что даст некоторые преимущества, с другой
стороны расположение "Ермолино" явно проигрывает "Внуково" и
"Шереметьево" в борьбе за московских пассажиров.
"Рассуждения о конкурентной борьбе будущих
лоукостеров, на наш взгляд, преждевременны: компания "Аэрофлота"
еще даже не создана, а вариант "Ермолино" до сих пор находится в
состоянии обсуждения. В то же время "Ермолино", скорее всего, будет
более дешевым аэропортом, по сравнению со "Внуково" и
"Шереметьево", что может создать запас прочности для "ЮТэйр"", -
считает аналитик "Региона" Алла Юрова.
http://1prime.ru/transport/20130726/765150102.html