Роман Асанкин, Алексей Екимовский
ИФК "Метрополь" может привлечь к
финансированию строительства железнодорожной ветки к принадлежащему
ей месторождению Озерное в Бурятии китайскую SUYU Railroad
Material. Условия финансирования предполагают закупку у китайской
компании материалов для строительства, вагонов и локомотивов. До
сих пор китайские комплектующие и подвижной состав в России не
закупались, хотя они в несколько раз дешевле отечественных,-- в
силу наличия сертификационных барьеров. "Метрополь" может стать их
проводником на рынок, но эксперты полагают, что сопротивление
государства сломить не удастся.
ИФК "Метрополь" ведет с китайскими SUYU Railroad
Material Co. и China Railway Materials Commercial Corp. (CRMCC)
переговоры об участии строительства железной дороги (164 км) к
Озерному ГОКу в Бурятии. Железная дорога должна пройти до
Транссиба. В "Метрополе" "Ъ" пояснили, что обсуждаемые условия
предполагают финансирование в обмен на закупки у китайских компаний
комплектующих к железнодорожной инфраструктуре (рельсы, крепеж,
стрелки и так далее), а также локомотивов и грузовых вагонов.
Источник в "Метрополе" добавил, что параллельно компания ведет
переговоры с правительством о привлечение бюджетного финансирования
для проекта в рамках частно-государственного партнерства.
SUYU Railroad Material специализируется на
производстве железнодорожного крепежа и комплектующих для железных
дорог. CRMCC -- крупный китайский поставщик широкого спектра
железнодорожного оборудования. Компания также владеет
горнодобывающими активами. В "Метрополе" сообщили, что к проекту
также могут быть привлечены и другие иностранные компании. C
китайской Metallurgical Corp. of China обсуждаются технические
вопросы по переработке руды, а с арабской Millenium Finance
Corporation -- возможность долевого участия в строительстве ГОКа и
организации проектного финансирования.
В ОАО РЖД подчеркнули, что проект строительства
железнодорожной ветки Могзон--Озерное -- часть проекта нового
соединения БАМа и Транссиба и ее строительство запланировано
Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Ветка
должна быть сдана в 2015 году, ее стоимость в ценах 2007 года -- 32
млрд руб. Финансирование закреплено за федеральным бюджетом и
региональными администрациями, а также за ОАО РЖД и частными
инвесторами, добавили в пресс-службе монополии, отметив, правда,
что правительство существенно сократило инвестпрограмму компании на
2010 год и в списке приоритетных проектов этой ветки пока нет.
Озерный ГОК строится для переработки руды с
Озерного свинцово-цинкового месторождения (в перспективе также
освоение золото-цинкового Назаровского месторождения). Объем
вложений в строительство оценивается в $1,3 млрд. Начало
строительства ГОКа -- первый квартал 2011 года, ввод в эксплуатацию
-- 2012 год, выход на проектную мощность -- 2013 год. Сейчас на
месторождениях проводятся подготовительные работы.
Источник "Ъ" в одной из металлургических
компаний считает, что если "Метрополю" удастся лицензировать
китайскую железнодорожную продукцию, это откроет отечественный
рынок для дешевых китайских рельсов и грузовых вагонов. "В Китае
дешевая рабочая сила и налоговые послабления для экспортеров, что
делает их более конкурентными перед российскими производителями",--
объяснил он. По оценке директора исследовательского агентства
Infranews Алексея Безбородова, китайская железнодорожная продукция
дешевле российской в четыре-пять раз. "Для сравнения, полувагоны
китайского производства сейчас стоят $10 тыс., тогда как наши
аналогичные вагоны -- $40 тыс., но их на российский рынок не
пускают",-- отмечает эксперт.
По мнению господина Безбородова, китайские
комплектующие столкнутся с такими же трудностями: государство может
препятствовать выходу китайской продукции на отечественный рынок
через регулирующие и сертификационные органы. "Скорее всего,
"Метрополь" в первую очередь пытается привлечь внимание чиновников
к своему проекту, приводя в аргумент интерес к нему иностранцев",--
полагает господин Безбородов. Китайские вагоны тоже вряд ли смогут
пройти сертификацию, считает менеджер вагоностроительной компании,
так как в России к железнодорожной продукции предъявляются жесткие
требования по качеству -- "а это главная проблема китайских
производителей".
Металлурги утверждают, что не опасаются выхода
китайских производителей на российский рынок: в совокупном объеме
производства стали поставки вагоностроителям занимают меньше 5%,
говорит источник "Ъ" в металлургической компании. Представитель
Evraz Group (монопольный производитель рельсов в России) отказался
от комментариев, отметив лишь, что возможная сделка "Метрополя" с
SUYU Railroad Material Co. "разовая", "тем более не самая
крупная".