Проект ФАС «Об обеспечении недискриминационного
доступа к газотранспортным сетям в РФ» для «Газпрома» негатива не
несет, считают аналитики. Документ обязывает газовую монополию
раскрывать информацию об объемах поставок газа, заключенных
контрактах и наличии свободных мощностей.
Проект постановления Федеральной антимонопольной
службы (ФАС) проходит сейчас обсуждение в правительстве. В нем
сказано, что «Газпром» должен удовлетворять заявки на
транспортировку пропорционально обозначенным объемам. Компания
имеет право отказать в их удовлетворении только в случае недостатка
свободной мощности в газотранспортной сети. Основанием для отказа в
доступе к газопроводу может стать несоблюдение условий составления
заявки.
Поручение о разработке проекта было дано
ФАС вице-премьером Игорем Сечиным. Сроки внесения проекта постоянно
переносились. Основное разногласие между ФАС и «Газпромом» касается
распределения свободных мощностей в трубопроводе. По словам
аналитика ИФК «Метрополь» Александра Назарова, «Газпром» подготовил
возражения, нивелирующие сам принцип недискриминационного доступа:
преимущества должны иметь долгосрочные контракты (экспорт
«Газпрома») и социальные поставки (90% принадлежат
компании).
По мнению ведущего аналитика «Файненшл Бридж»
Дмитрия Александрова, возмущение монополии вызвано вмешательством в
ее внутренние дела, она вполне справедливо считает собственным
право решения о доступе к газотранспортной системе, расходы на
содержание которой несет. «Негатива в данном предложении ФАС для
«Газпрома» нет - говорит Дмитрий Александров. - Компания остается
оператором, получает дополнительные поступления, так как услуги
сторонним организациям выгоднее платежей внутри группы. Благодаря
новым правилам «Газпром» сможет расширить региональные транспортные
сети с месторождений, увеличить общий объем перекачки, разделит
риски. Если транспортный тариф будет достаточным, то у монополиста
не будет причин для недовольства».
Как считает Александр Назаров, скорого
принятия постановления не будет, позиция «Газпрома» вызовет новый
виток обсуждений. По словам Дмитрия Александрова, спешить с
принятием документа не стоит, в него необходимо внести статью об
ответственности за неисполнение обязательств.