Юлия Галлямова
Шансы РЖД на то, что доля монополии в
«Трансконтейнере» будет передана новому логистическому оператору
России, Казахстана и Белоруссии, а не приватизирована, постепенно
снижаются. Вслед за Минэкономразвития первый вице-премьер Игорь
Шувалов публично заявил о том, что приоритетным вариантом является
продажа «Трансконтейнера».
В прошлую пятницу первый вице-премьер Игорь
Шувалов признался, что приоритетным вариантом находит продажу
контрольного пакета акций РЖД в «Трансконтейнере», а не передачу их
в создаваемое Россией СП с Белоруссией и Казахстаном. По словам
Игоря Шувалова, которого цитирует РБК, «в первую очередь РЖД и
правительство должны рассматривать именно вариант приватизации, а
любые другие решения могут быть приняты лишь в случае наличия
каких-то весовых аргументов». В ответ в РЖД в очередной раз
напомнили, что создание объединенного логистического оператора
является важным этапом в формировании Единого экономического
пространства России и без компании с таким уровнем инфраструктуры,
как у «Трансконтейнера», в этой цепочке не обойтись.
До этого в РЖД считали вопрос с
«Трансконтейнером» практически решенным. Глава монополии Владимир
Якунин неоднократно заявлял, что обсуждение по созданию нового
оператора и по составу вносимых в него активов ведется «на уровне
правительств». В июне Игорь Шувалов также сообщал, что
премьер-министры стран всех участников Таможенного союза
предварительно одобрили передачу от российской стороны в новое СП
долю РЖД в «Трансконтейнере».
Противником этой идеи с самого начала выступало
только Минэкономразвития (МЭР). Несколько недель назад ведомство
направило письмо в правительство, в котором отметило, что в целом
поддерживает идею с созданием объединенного оператора, но только
без участия «Трансконтейнера». Министерство считает, что
государству было бы выгоднее продать 50% плюс две акции компании
через аукцион. Стоимость пакета в МЭР оценили в 32—35 млрд руб.,
что значительно выше текущей биржевой цены компании.
Напомним, более полугода РЖД лоббируют идею с
созданием объединенной с Казахстаном и Белоруссией логистической
компании и с передачей в нее своей доли в «Трансконтейнере».
Предполагалось, что все три участника будут владеть равными долями,
а его общий капитал составит более 2 млрд руб. С подобной
инициативой монополия выступила после того, как больше года
профильные ведомства (Минтранс и МЭР) и РЖД не могли договориться о
сроках и условиях продажи пакета акций контейнерного оператора.
Владимир Якунин настаивал на продаже только блокпакета и лишь после
2013 года, Минтранс и Минэкономразвития — контрольного пакета и уже
в 2012 году. Главными претендентами на «Трансконтейнер» считались
Fesco (сейчас принадлежит 23,7% акций «Трансконтейнера»),
Globaltrans и группа «Сумма».
По мнению Елены Садовской из RMG, скорее всего,
государство действительно решит приватизировать «Трансконтейнер»,
но по сценарию РЖД: в конце 2013 — в 2014 году и не весь пакет
акций, а для начала только его часть. Андрей Рожков из
«Метрополя» также считает, что «Трансконтейнер», скорее всего,
будет продан частной компании. В правительстве всегда подходили к
вопросу с «Трансконтейнером» аккуратно, никогда однозначно не
говоря о том, что передача актива в СП — лучший вариант, отмечает
Андрей Рожков. При этом не стоит забывать про группу «Сумму»,
которая пользуется благосклонностью чиновников, напоминает он. По
его оценкам, конкуренцию «Сумме» в борьбе за «Трансконтейнер» могут
составить одна из структур Владимира Лисина, АФК «Система», а также
Globaltrans. Правда, не стоит рассчитывать на справедливые торги,
скорее всего, продажа будет подготовлена под «Сумму», рассуждает
г-н Рожков. Елена Садовская, напротив, считает, что
РЖД сделают все, чтобы не допустить этого претендента к торгам. Ни
один из потенциальных претендентов на «Трансконтейнер» не стал
комментировать заявление Игоря Шувалова.
http://www.rbcdaily.ru/2012/10/22/industry/562949984975668