Премьер-министр РФ Владимир Путин предложил мэру Москвы Сергею
Собянину продать федеральным властям долю правительства Москвы в
аэропорте Внуково, а вырученные средства направить на строительство
метро.
По словам председателя правительства, за продажу акций аэропорта
столица может получить 45-50 млрд рублей. Напомним, что в рамках
плана правительства Москвы по решению транспортных проблем столицы
в 2011-2014 годы намечено строительство 53 км новых линий
Московского метрополитена. Инвестиции в строительство и
реконструкцию метрополитена, а также в обновление вагонного парка
только в 2011 году составят 56 млрд рублей.
"Мы договорились с мэром Москвы, Минтрансом и Минфином о том,
что аэропорты Шереметьево и Внуково будут объединены в единый
комплекс", - сказал премьер. По его словам, данная работа создаст
условия для существенного увеличения возможностей обслуживания
грузового и пассажирского потоков, позволит специализировать и
Внуково, и Шереметьево, а также существенно снизить нагрузку на
федеральный бюджет.
При этом В.Путин подчеркнул, что в дальнейшем комплекс будет
приватизирован. "Хочу сразу же отметить: у государства нет цели
вечно сидеть в этих активах. Этот шаг направлен на то, чтобы
создать единый комплекс, обустроить его и потом по соответствующей
рыночной цене вывести на рынок и приватизировать", - заявил
премьер-министр.
С.Собянин уже поддержал идею премьера, отмечают СМИ. Между тем,
еще неделю назад руководитель столичного департамента транспорта и
дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов заявлял, что
власти Москвы пока не планируют продавать долю города в аэропорте
"Внуково". "Сейчас вопрос продажи доли города во Внуково даже не
стоит, мы занимаемся активным развитием комплекса", - пояснил тогда
Н.Лямов. При этом он не уточнил, когда именно московское
правительство намерено реализовать свой пакет акций аэропорта.
В настоящее время московским властям принадлежит 75 проц акций
ОАО "Аэропорт Внуково". В январе текущего года указанный пакет был
оценен в 27 млрд рублей.
Эксперты, в свою очередь, утверждают, что в инфраструктуру
вокруг аэропорта Москва вложила гораздо больше средства – порядка
60 млрд рублей. Но вернуть эти инвестиции за счет продажи аэропорта
город не сможет, полагают аналитики.
"Внуково" является третьим по величине аэропортом России. В 2010
году пассажиропоток авиаузла составил 9,46 миллиона человек. О
планах продать долю города во "Внуково" стали говорить после того,
как мэр Москвы Сергей Собянин решил в 2011 -2012 годах продать
часть госактивов столицы на сумму порядка 200 млрд рублей. Делая
ставку на ускоренную приватизацию, С.Собянин ранее заявлял, что
городу нужны деньги, а не активы.
В собственности города останутся только стратегические
предприятия - "Мосводоканал", "Москоллектор" и т. п., остальное
продадут, объяснил в свое время заместитель мэра по вопросам
экономической политики Андрей Шаронов. "Что будет готово к торгам в
этом году - вопрос оценки, а в некоторых случаях еще и
корпоративных преобразований из государственных унитарных
предприятий в акционерные общества", - отмечал А.Шаронов в начале
февраля. Для сравнения: в 2005-2010 годах город получил от
приватизации около 30 млрд рублей. У бывшего мэра Юрия Лужкова,
"видимо, была другая жизненная философия", - заметил тогда А.
Шаронов.
Напомним также, что в начале февраля С.Собянин объявил о начале
реконструкции Каширского и Варшавского шоссе, добавив, что на
очереди - Рязанский и Ленинский проспекты. Первая трасса ведет в
аэропорт Домодедово, последняя – во Внуково.
Эксперты посчитали, что строительство дублера Каширского шоссе
–явное свидетельство того, что именно в аэропорту Домодедово в
первую очередь будут строить дополнительную взлетно-посадочную
полосу /ВВП-3/.
Строительство третьей взлетно-посадочной полосы в "Домодедово"
потребует создания дублера Каширского шоссе, ведущего к аэропорту,
заявил Минтранса РФ Игорь Левитин накануне. 27 марта. "Если мы
выходим на три полосы в "Домодедово", нам нужен дублер Каширского
шоссе в Москве, потому что поток пассажиров из "Домодедово"
существующая автомобильная дорога пропустить не сможет", - заявил
И.Левитин журналистам в понедельник. Он подчеркнул, что "к моменту
выхода "Домодедово" на три полосы необходимо иметь дублер или
расширять Каширское шоссе".
Между тем, вчера стало известно, что борьба за строительство
третьей взлетно-посадочной полосы между московскими аэропортами
Домодедово и Шереметьево завершилась в пользу последнего. Объясняя
необходимость строительства третьей взлетно-посадочной полосы в
Шереметьево, И.Левитин заявил, что полоса "нужна "Аэрофлоту", чтобы
можно было осуществить планы роста перевозок до 40 млн пассажиров в
базовом аэропорту". При этом "Аэрофлот" готов переехать в
Домодедово, однако, как уточнил глава Минтранса, авиакомпанию
"нельзя одномоментно куда-либо перевести".
Глава совета директоров Домодедово Дмитрий Каменщик заявил, что
обнародованный премьером и профильным министром вариант создания
московского авиаузла на базе Шереметьево и Внуково"не является
оптимальным". Однако тот же В.Путин заявил, что принял решение
только по Домодедово и Внуково, и посоветовал Д.Каменщику
продолжать переговоры с Минтрансом.
Ожидается, что реконструкция ВПП во "Внуково" начнется 15
апреля. Начало строительства третьей ВПП в "Шереметьево"
запланировано на начало 2012 года, и стоимость работ оценивалась
руководством аэропорта в 25-28 млрд рублей.
В Москве сейчас действуют четыре аэропорта, так или иначе
принадлежащие государству - Шереметьево, Домодедово, Внуково и
Быково. Государству через "Росимущество" принадлежит контрольный
пакет в Быково, 100% в Шереметьево, и - условно - Домодедово.
Условно - потому что последний аэропортовый комплекс был передан в
очень длительную аренду (на 75 лет) управляющей компании "Ист Лайн"
/в 2005 году Росимущество попыталось оспорить данную схему, но
позже стороны заключили перемирие – прим. Ред. Что касается
Внуково, то крупнейший акционер там тоже государство, правда, в
лице правительства Москвы, контролирующего, как было сказано выше,
около 75 проц..
Ранее предполагалось, что В.Путин может принять решение об
объединении всех трех указанных авиаузлов, а затем приватизировать
этот актив.
Вариант привлечения одного крупного инвестора на весь авиаузел
вызывает в целом скептическую реакцию у экспертов. Аналитик "ВТБ
Капитал" Елена Сахнова считает, что аэропорты должны конкурировать
между собой, поэтому целесообразнее привлекать в них инвестора "по
одиночке".
Впрочем, есть идеи аэропортного "единоначалия" и сторонники.
"Наличие разных собственников у аэропортов влечет за собой разные
способы развития. Было бы логично координировать их деятельность",
- считает руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт"
Олег Пантелеев. Единый собственник мог бы специализировать каждый
из аэропортов на том или ином виде деятельности: грузоперевозках,
чартерных, международных перевозках, что повысило бы их
эффективность.
Еще один вопрос, возникающий при варианте продажи аэропорта
Шереметьево - это продаваемая доля. Шереметьево /равно как и другие
аэропорты/ считается стратегическим объектом, и государство вряд ли
готово отдать контроль над ним в руки частников. Поэтому инвесторам
едва ли стоит рассчитывать на большее, чем 49 проц акций, считает
управляющий партнер НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Иван
Андриевский. Он оценивает стоимость всего аэропорта в 1-1,5 млрд
евро.
Оценка А.Рожкова из ИФК "Метрополь" еще более
консервативна: он полагает, что максимальный пакет акций аэропорта
на продажу - блокирующий.
Среди возможных покупателей доли в аэропорту эксперты
перечисляют все ту же "Ист Лайн", структуры Олега Дерипаски
/которому принадлежат аэропортовые узлы на юге России/, давно
поглядывающую на Шереметьево "Альфа-групп". Нельзя исключать из
этого списка и иностранных инвесторов, однако здесь вероятность
покупки существенно ниже: зарубежный бизнес не так просто привлечь
к приватизации российских аэропортов из-за непрозрачности
финансового управления последних, отмечает И.Андриевский.
Аналитики Альфа-банка отмечают, что все решения премьера
являются позитивными для "Аэрофлота", который базируется в
"Шереметьево". Строительство третей ВПП в этом аэропорте устранит
узкие места, связанные с развитием "Шереметьево" до 2020 года, и
стоимость "Шереметьево" с третьей ВПП должна стать выше примерно на
25-30 проц. Таким образом, "Аэрофлот", как будущий крупный
миноритарный акционер /9 проц по последним оценкам/ в объединенном
"Шереметьево" после деконсолидации терминала D, снова окажется в
выигрышном положении.
Что касается строительства третьей ВПП в "Домодедово", то
решение В. Путина не означает, что она не будет построена, однако
сроки реализации этого проекта будут больше, отмечают в
Альфа-банке. "Домодедово" располагает площадью для строительства до
10 ВПП, включая существующие две, в то время как "Шереметьево"
может разместить на своей территории только три полосы. Таким
образом, с точки зрения потенциала для дальнейшего расширения,
Домодедово имеет больше шансов стать основой площадкой для
Московского авиа-хаба. Даже "Аэрофлот", стратегия которого
предполагает увеличение количества пассажиров до 70-75 млн человек
в 2025 году с 14 млн в 2010-м, рассматривает возможность перехода в
Домодедово после 2020 года, подчеркивают в Альфа-банке.