«Транснефть» повышает тарифы
Дмитрий Коптев
Тарифы на транспортировку нефти через
принадлежащую государству систему российских магистральных
нефтепроводов будут повышены, сообщил во вторник глава компании
«Транснефть» Семен Вайншток. В правительстве, похоже, об этом
ничего не знают. «Транснефть» планирует обратиться в
соответствующие ведомства по вопросу повышения тарифов, как только
в этом появится необходимость», – заявил во вторник Семен Вайншток.
Необходимость повышения тарифов глава «Транснефти» мотивировал, в
первую очередь, ростом энерготарифов. Прояснить позицию
государственных органов по поводу возможного роста тарифов
«Газете.Ru» не удалось. Из пресс-службы Федеральной антимонопольной
службы (ФАС) нас переадресовали в Федеральную службу по тарифам
(ФСТ), объяснив, что обсуждаемый вопрос находится в ее ведении. А в
ФСТ обсуждать высказывания Вайнштока отказались, заявив, что до
утверждения положения об их деятельности никаких комментариев
прессе не дают. Складывается впечатление, что пока вопрос о
стоимости прокачки российской нефти не является первоочередным для
госорганов. Между тем, как показывает практика, тарифы на услуги
«Транснефти» пересматриваются каждый год примерно в это время. Как
только положение о соответствующей службе будет утверждено, встанет
и вопрос повышения тарифов. Мотивировать свои пожелания
«Транснефть», похоже, намерена не только подорожанием
электроэнергии, но и ростом затрат компании на развитие сети
магистральных нефтепроводов. Семен Вайншток во вторник сообщил об
очередном повышении стоимости проекта нефтепровода
«Тайшет-Находка», входящего в систему «Восточная Сибирь – Тихий
Океан». По его словам, она скорее всего превысит $13 млрд. В марте
представители компании говорили об 11 млрд. Еще раньше, когда
обсуждался предшественник «Тайшет – Находки» – забракованный
позднее проект «Ангарск – Находка», речь шла о сумме $5,2 млрд.
Даже с учетом удлинения маршрута и роста цен на трубы и
металлоизделия такой рост выглядит необоснованным. На примере этого
нефтепровода Семен Вайншток заодно показал, насколько его компания
хотела бы увеличить тарифы. Поскольку собственных средств у
«Транснефти» для осуществления столь масштабного проекта не хватит,
придется привлекать кредиты. Благо, больших проблем не предвидится
– Япония, больше других заинтересованная в появлении нового
маршрута транспортировки российской нефти поближе к своим границам,
обещала выделить под строительство трубы столько кредитных средств,
сколько нужно. Но кредиты нужно возвращать. На период возврата, по
словам Семена Вайнштока, «максимальный тариф на транспортировку
нефти по трубопроводу в период выплат по кредитам составит до $47,
после этого он снизится до $25–27». Столько будет стоить доставка
тонны нефти от начальной до конечной точки трубы. При действующих
тарифах и длине трубы 4130 км максимальная сумма составила бы чуть
больше 8 долларов. При этом
тарифы повысят сейчас, а труба, по мнению аналитика ИК «Метрополь»
Евгения Сацкова, появится скорее всего в следующем десятилетии. На
сегодняшний день экономическая необходимость строительства
нефтепровода неочевидна. Месторождения, с которых нефть должна
пойти по маршруту «Тайшет – Находка», плохо разведаны и еще хуже
освоены, напоминает эксперт. Кстати, еще в прошлом году сам
Вайншток признавал, что требуемых для заполнения трубы 50 млн т в
год пока нет. Нет их и сейчас. Правда, признает Евгений Сацков, в
деле есть и политический момент: труба на Дальний Восток имеет
стратегическое значение для развития региона и закрепления России
на самом перспективном и быстро растущем рынке – тихоокеанском.
Если будет принято политическое решение, строительство может
начаться. Но разумнее отложить его до того момента, как надобность
в системе действительно появится. Евгений Сацков считает, что
правительство как раз сейчас и пытается понять, как будет
развиваться трубопроводная сети России. В этой связи слова
Вайнштока следует воспринимать, как пробный шар, направленный на
выявление реакции заинтересованных лиц. Впрочем, не исключена и
другая версия происходящего: заявления главы «Транснефти» о
заоблачной стоимости требующихся стране нефтепроводов – просто
дымовая завеса, под прикрытием которой принадлежащая государству
компания намерена получить свой кусок от сверхвысоких цен на
нефть.