Ford разгоняется Российский завод американской компании сможет
выпускать 40 000 машин в год
Анатолий Темкин
Александр Филатов
Юлия Федоринова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Ford увеличит мощность своего
завода в Ленинградской области с 25 000 до 40 000 машин в год.
Аналитики и автодилеры недоумевают, почему компания не сделала
этого до сих пор: они прогнозируют ажиотажный спрос на только что
запущенный в производство Ford Focus II. Ford Motor открыла
автосборочный завод во Всеволожске (Ленинградская обл.) в июле 2002
г., вложив $150 млн. Предприятие рассчитано на выпуск 25 000
автомобилей в год, но производственная мощность может быть доведена
до 100 000. До недавнего времени завод выпускал легковые Ford
Focus, а с середины мая здесь собирают Focus второго поколения,
который поступит в продажу в конце июня. В прошлом году завод
выпустил около 25 000 машин. В ближайшее время Ford примет
решение об увеличении мощности завода во Всеволожске, сообщила
“Ведомостям” пресс-секретарь “Форд Мотор Компани” — российского
подразделения американской компании Екатерина Кулиненко. Она
отказалась назвать количество машин, которое сможет выпускать
теперь завод, упомянув лишь, что в этом году Ford планирует собрать
в России 35 000 автомобилей. Между тем еще в середине мая в
официальных материалах компании говорилось о плане собрать 25 000
машин — столько же, сколько и в прошлом году. Но на минувшей неделе
правительственная пресс-служба сообщила, что премьер Михаил Фрадков
подписал новую квоту на поставку автокомплектующих для свободного
склада “Форд Мотор Компани” — компания получила возможность ввезти
за четыре месяца комплектующие на 13 000 автомобилей. Перед
строительством завода правительство разрешило Ford беспошлинно
ввозить комплектующие для сборки автомобилей. Количество
автокомплектов регулируется тоже правительством. До сих пор Ford
получал квоты раз в год — в мае и действовали они до 1 июня
следующего года. Новая квота действительна только до 1 октября,
говорит Кулиненко, поскольку за это время Ford рассчитывает принять
решение о расширении производства. Чиновник администрации
Всеволожского района Ленобласти, где расположен завод американской
компании, утверждает, что на прошлой неделе Ford уведомил власти о
решении с октября увеличить мощность завода до 40 000 машин в год.
Чиновнику Минэкономразвития тоже известно о том, что Ford
“подумывает об увеличении производства”. Впрочем, по его словам,
утверждение квот всего лишь на четыре месяца к этому никакого
отношения не имеет. “Это всего лишь технический момент, связанный с
тем, что у Ford не было всех необходимых документов для получения
годовой квоты”, — говорит собеседник. По его словам, квоты на
оставшийся год Ford получит позже без проблем. Источник, знакомый с
ситуацией на всеволожском заводе, говорит, что для расширения
производства до 40 000 автомобилей Ford не понадобится серьезных
инвестиций и много времени. Авторынок давно ожидает от Ford
увеличения мощности завода. Директор по маркетингу холдинга “Рольф”
Валерий Тараканов прогнозирует, что спрос на новые Focus будет еще
выше, чем на предыдущую модель, поскольку Ford будет продавать
второй Focus дешевле, чем первый. А гендиректор компании Alarm
Motors, петербургского дилера Ford, говорит, что только в
Петербурге продавцам уже поступило около 3000 заявок на новую
машину. По его прогнозам, очередь на Focus II выстроится на
полгода, как только Ford начнет рекламную кампанию. “Странно, что
компания до сих пор не приняла такого решения”, — недоумевает
управляющий директор инвесткомпании AG Capital Александр Агибалов.
По его мнению, Ford вполне мог бы продать около 40 000 автомобилей
российской сборки уже в этом году. По оценке Агибалова,
производство и продажа иномарок в России (включая Chevrolet Niva)
увеличатся в полтора раза — со 128 000 в 2004 г. до 180 000-200
000. При этом, говорит эксперт, весь авторынок вырастет не более
чем на 5%, т. е. новые иномарки местного производства потеснят
российские машины и подержанные иномарки. А аналитик “Метрополя”
Денис Нуштаев считает, что основной причиной успеха Focus в России
является не только его цена, но и выгодная кредитная программа,
которую Ford предлагает покупателям. С середины 2003 г.
автопроизводитель спонсирует ставку кредита, которая составляет
4,9%.