"Исполин" спустили на воду
В конце прошлой недели компания "Роснефть" ввела в эксплуатацию
крановое судно "Исполин", предназначенное для бурения скважин на
шельфе Каспия. Достройка судна, заложенного 15 лет назад, обошлась
примерно в $60 млн.
"Исполин" - судно грузоподъемностью 1200 т. Буровое и
технологическое оборудование, установленное на палубе судна,
предназначено для бурения и испытания разведочных скважин на нефть
и газ на морском шельфе глубиной до 3000 м.
Строительство "Исполина" началось еще в 1988 г. на верфи
югославского города Риека. В середине 1990-х гг. из-за отсутствия
финансирования стройка была заморожена. В июне 1999 г. РФФИ пытался
реализовать недостроенное судно за 700 млн руб. на конкурсе с
инвестусловиями, но из-за отсутствия заявок конкурс не состоялся. А
в 2001 г. правительство передало "Исполин" госкомпании "Роснефть" -
в счет допэмиссии ее акций в пользу государства. После этого
Азербайджан пытался отсудить судно в свою пользу. Азербайджанская
сторона доказывала, что в конце 1980-х гг. заказчиком строительства
"Исполина" было объединение "Азнефть", правопреемником которого
является Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР). Однако суд
азербайджанские чиновники проиграли, и судно осталось в России.
С
сентября прошлого года по заказу "Роснефти" "Исполин" достраивали в
Астрахани, на заводе "Красные баррикады". Как сообщили в
"Роснефти", достройка и переоснащение судна новым буровым
комплексом обошлись компании примерно в $60 млн.
Теперь "Роснефть" собирается использовать "Исполин" в совместном
проекте на условиях СРП с казахской "КазМунайГаз" по освоению
структуры Курмангазы на шельфе казахстанского сектора Каспия. Доли
партнеров в проекте - 50 на 50. Запасы Курмангазы оцениваются в 240
млн т нефтяного эквивалента. Как сообщил "Ведомостям" сотрудник
пресс-службы "Роснефти" Дмитрий Пантелеев, сейчас проект СРП
проходит согласование в правительстве Казахстана и когда он будет
одобрен, начнутся разведочные бурения. В конце прошлой недели
президент "Роснефти" Сергей Богданчиков сообщил в Астрахани, что
вопрос о казахском СРП может решиться в течение двух месяцев.
Использование "Исполина" возможно и в других проектах. По словам
Дмитрия Пантелеева, "в неофициальных беседах "ЮКОС" и "ЛУКОЙЛ"
проявляли интерес к этому судну, так как его можно задействовать на
месторождениях северного Каспия". Впрочем, руководитель отдела по
связям с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский говорит: "Сейчас
"ЛУКОЙЛ" обходится имеющимися в его распоряжении средствами -
буровой платформой "Астра", а в ближайшем проекте Д222 [Ялама,
Азербайджан] - арендованной у "Экксон Азербайджан" буровой
платформой "Лидер".
Евгений Сацков, аналитик ИФК "Метрополь", считает:
"В связи с большим интересом к Каспию среди нефтяных компаний
буровое судно будет востребовано и окуплено". Того же мнения
придерживается аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. Он
полагает, что недостаток буровых установок - "один из важнейших
факторов в торможении освоения нефтегазовых шельфов Каспия". А вот
Стивен Дашевский из "Атона" добавляет, что "Роснефти" в одиночку
будет трудно оправдать средства, вложенные в достройку
"Исполина".
Ведомости