Выбрать не из когоFord думает, как увеличить локализацию
производства Focus
Анатолий Темкин
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Спустя два года после открытия
завода Ford во Всеволожске локализация производства на нем достигла
25%. Через три года этот показатель должен увеличиться вдвое.
Эксперты отмечают, что компании будет все труднее находить новых
поставщиков, ведь в нашей стране не так много производителей
качественных компонентов. А создавать новые производства ради
сборки 25 000 автомобилей в год нерентабельно.
Завод Ford Motor во Всеволожске (Ленинградская
обл.) мощностью 25 000 автомобилей в год был открыт 9 июля 2002 г.
Стоимость проекта – около $150 млн. Сейчас на заводе собираются
автомобили Ford Focus. По постановлению российского правительства
от 23 апреля 1998 г. “О дополнительных мерах по привлечению
инвестиций…” в автопром Ford получил право беспошлинно ввозить
импортные комплектующие для сборки автомобилей, но взамен обязался
в течение пяти лет довести уровень локализации производства до 50%.
Согласно постановлению локализация должна проходить поэтапно и
достигать по окончании второго года работы 20%, третьего – 30% и
четвертого – 40%.
Как рассказала “Ведомостям” пресс-секретарь
всеволожского завода Ford Екатерина Кулиненко, по состоянию на 8
июля локализация производства достигла 25%. Предприятие уже
заключило контракты с 14 отечественными производителями и закупает
в России боковое остекление, резиновые коврики и брызговики,
жидкость для очистки стекол, бачок стеклоомывателя, кожух
приводного ремня газораспределительного механизма двигателя и
деталь радиатора, кронштейны кабеля аккумуляторной батареи,
небольшие стальные штампованные детали кузова, крышку клеммы
аккумулятора, внутренние дверные панели, полки багажника, обивку
крыши и некоторые другие части автомобиля. “Для нас представляют
интерес местные поставки объемных деталей, транспортирование
которых из Европы трудоемко и дорого”, — говорит Кулиненко. Еще год
назад руководство Ford заявляло, что уровень локализации
производства достиг 28%. Кулиненко поясняет, что снижение произошло
из-за того, что завод в начале нынешнего года вышел на проектную
мощность. В результате снизились затраты на единицу продукции.
Эксперты считают, что предприятию Ford будет тяжело наращивать
покупки российских комплектующих. Председатель совета управляющих
ФПГ “Донинвест” (входящий в ФПГ “ТагАЗ” собирает Hyundai) Михаил
Парамонов говорит, что свободных мощностей по производству
двигателей в стране нет и в ближайшее время не появится. “При таких
объемах производства, как у Ford сейчас, вообще невыгодно
производить [для него] комплектующие, — считает Парамонов. —
Слишком они отличаются по качеству от компонентов российских
машин”. “Производство во Всеволожске сразу при запуске было
локализовано на 10-15% за счет собственного сварочного и
окрасочного производства”, — напоминает Игорь Коровкин,
руководитель комитета по техническому регулированию Объединения
автопроизводителей России. Однако, по мнению Коровкина, сейчас Ford
закупает в России незначительные детали, не влияющие серьезно на
себестоимость автомобиля. “Для существенного повышения локализации
и вывода ее на необходимый уровень в течение трех лет компании
нужно организовать здесь собственное штамповочное производство или
закупать двигатель и ходовую часть”, — считает Коровкин. По его
оценке, доля двигателя в себестоимости машины, подобной Focus,
составляет около 25%, а штамповка деталей кузова повысила бы
локализацию не менее чем на 10%. Поставщики также говорят об
убыточности производства для Ford. Гендиректор самарской компании
“Кинельагропласт” (с апреля 2004 г. поставляет во Всеволожск
полимерные части систем вентиляции и отопления) Владимир Каспаров
говорит, что убытки от поставок составляют около 150 000 евро. “Для
нас сейчас это имиджевый проект, так как мы рассчитываем в будущем
стать поставщиками европейских заводов компании, — рассказывает
Каспаров. — Тогда мы уже сможем производить миллионы
деталей”. Аналитик
“Метрополя” Денис Нуштаев полагает, что Ford имеет смысл покупать
сталь для кузова у российских заводов. По его оценке, она
составляет около 15% себестоимости машины и при этом дешевле
европейской на 10%. Нуштаев напоминает, что некоторые российские
сталевары, например “Северсталь”, уже сертифицировали свою
продукцию по международной системе качества. В пресс-службе
“Северстали” “Ведомостям” сообщили, что компания ведет переговоры с
Ford и уже отправила во Всеволожск пробные партии стали.