Анастасия Дагаева
Прошлый год стал удачным для крупнейшего
стивидора страны - Новороссийского морского торгового порта (НМТП).
Его выручка за 2009 г. по МСФО составила $675,06 млн, на 3,3%
больше 2008 г.; чистая прибыль увеличилась в 2,6 раза до $252,2
млн; EBITDA - на 14,6% до $431 млн, говорится в отчетности
компании. Рентабельность по этому показателю - 64%.
Помог рост перевалки, прежде всего - руды (в 12,5 раза), а также
зерна (+43,7%), нефтепродуктов (+17,6%). Грузооборот НМТП вырос на
6%, составив 86,5 млн т.
Заработал порт и на девальвации. Его тарифы привязаны к
курсу доллара, а издержки в основном в рублях, объясняет аналитик
ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Чистый долг компании снизился на 66%
до $127,9 млн, его отношение к EBITDA - 0,3. За год НМТП сократил
на 10% и кредитный портфель - до $454,8 млн. Причем более 70%
кредитов и займов относятся к долгосрочным (в этом году НМТП должен
погасить $130 млн). В 2009 г. средняя ставка для компании
составляла 6,67% годовых (в 2008 г. - 7,02%).
Устойчивое финансовое положение позволяет компании развивать новые
проекты, отмечает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. За
четыре года на инвестпрограмму потрачено $389 млн. Один из ключевых
проектов НМТП - строительство мазутного терминала мощностью 4 млн т
в год совместно с нефтетрейдером Gunvor Геннадия Тимченко. Объем
затрат на проект - $180 млн, запуск запланирован на конец 2011 г.,
сообщил гендиректор НМТП Игорь Вилинов.
Прогнозы по грузообороту на 2010 г. НМТП не дает, но рассчитывает
на небольшой рост. Известно, что в 2010 г. на 10% вырастут тарифы
на перевалку руды и металлов, рассказал Вилинов. Выручка стивидора
в 2010 г. составит $718 млн (+6%), прогнозируют аналитики UBS,
чистая прибыль может незначительно сократиться - до $247 млн.
Рынок нейтрально отреагировал на отчетность порта. Его акции на LSE
потеряли 1,8%, индекс FTRussia IOB - 2%.
Стал третьим
В 2009 г. порт Новороссийск по объему перевалки грузов стал третьим
в Европе (122,8 млн т; более 70% приходится на НМТП), обогнав
Гамбург (110,4 млн т), сообщило агентство Seanews. Лидер –
Роттердам (385 млн т), второе место – у Антверпена (157,8 млн
т).
Новороссийский морской торговый портВладельцы: 50,1% акций – у
Kadina Ltd (30,1% принадлежит членам семей Александра Пономаренко и
Александра Скоробогатько, 20% – структурам бизнесмена Аркадия
Ротенберга); 20% – у государства, 5% – у структур РЖД.