Архив программы "Сегодня. Главное"
Дефицит бюджета в будущем году составит 0,6 %
процента ВВП, а в 2015-м достигнет 1%. Об этом по итогам совещания
у президента, где обсуждали экономические сценарии, рассказал
министр финансов Антон Силуанов. По его словам, там же было принято
решение о замораживании на год тарифов естественных монополий. Речь
идет о ценах на газ и электричество и тарифов на грузовые
железнодорожные перевозки. Эту идею поддержал Владимир Путин.
Между тем, эксперты отнеслись к инициативе неоднозначно.
Монополисты могут начать снижать свои инвестиции, чтобы
компенсировать потери. И это негативно скажется на экономике... И
действительно, о возможных убытках уже заговорили в РЖД. По оценке
Владимира Якунина, отказ от индексации грузовых тарифов с нового
года вчетверо сократит инвестиционную программу компании. Она
потеряет десятки миллиардов рублей вместо запланированной прибыли в
миллиард 700 млн. Аргументы «за» и «против» заморозки
железнодорожных тарифов - у Сергея Занегина.
Французы строят планы собирать свои скоростные
локомотивы в России, но у единственного их покупателя здесь,
РЖД, денег на это не будет, если правительство согласиться
заморозить тарифы. 12-ти миллиардная, в долларах, инвестиционная
программа на следующий год "скукожится" до 3 млрд. Порядка 1 млрд
нужно, чтобы купить у концерна Alstom, 40 поездов Allegro -
такие сейчас ходят между Хельсинки и Питером. Если купить меньше,
нет смысла затевать их сборку в России.
АНДРЕЙ РОЖКОВ
СТАРШИЙ АНАЛИТИК ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
«Существенное сокращение
инвестиционных расходов очень пагубно может отразиться на
производственных показателях РЖД, в частности можно предполагать,
что скорость доставки грузов, которая сейчас является невысокой, и
год от года снижается, может ускорить снижение и сделать ж/д
транспорт еще менее привлекательным для
грузоотправителей».
Инвестиции РЖД - особый случай.
Именно на проект высокоскоростной дороги от Москвы до Казани власти
делают ставку, пытаясь стимулировать экономику. Рост через снижение
тарифных издержек бизнеса, и как следствие инфляции, напрямую
противоречит инвестиционной активности монополии. Но глава
Минэкономразвития Улюкаев уже подсчитал - при замороженных на год
тарифах рост ВВП ускорится на 0,2 % - до желанных 3% годовых. А
инфляция снизится на 0,5 %. Правда, кроме РЖД, свой вклад должны
внести «Газпром» и электросети.
ЕВСЕЙ ГУРВИЧ
РУКОВОДИТЕЛЬ "ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ"
«Тарифы на грузовые перевозки выросли за 5 лет
на 68%, пассажирские на 90%. Тогда как потребительские цены выросли
на 55%. Но в добыче газа больше чем в 2 раза выросли за этот период
регулируемые цены на потребителей, не говоря о том, что там были
введены договорные цены».
Негативный эффект для экономики - более 60 тыс
новых безработных из числа железнодорожников. Сейчас РЖД даёт
работу миллиону россиян, а это уже политика. Получается, что
на одной чаше весов - только 6-ти процентный рост тарифов, и только
на грузоперевозки. На другой - желание потрафить публике, ущемив
интересы богатой компании и заодно попытаться усмирить
инфляцию.
Сергей Занегин, РБК
http://rbctv.rbc.ru/archive/main_news/text/562949988866503.shtml