Первая российская экспедиция к Северному полюсу на воздушном шаре
«Святая Русь» откроет новую страницу великих российских побед в
истории покорения Севера
Алена Филимонова
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный
округ
12 апреля 2005 года в 6.00 по московскому
времени первая российская экспедиция к Северному полюсу на
воздушном шаре «Святая Русь» откроет новую страницу великих
российских побед в истории покорения Севера.
Арктический и антарктический
научно-исследовательский институт, Географический факультет
Московского государственного университета и инвестиционная
финансовая компания «Метрополь» объявляют о начале уникального
экспедиционного проекта – первого в России путешествия к Северному
полюсу на воздушном шаре.
C острова Средний архипелага Северная Земля
стартует тепловой аэростат «Святая Русь». Его команда готова первой
в истории отечественного воздухоплавания достичь Северного полюса и
вписать Россию в новую историю освоения арктического континента. В
ходе путешествия будет реализована уникальная научно-практическая
программа, которая поможет обновить современные научные знания об
экологии, формировании климата Земли, жизнедеятельности человека в
экстремальных условиях.
Северный полюс, одно из самых неизведанных мест
планеты, всегда привлекал внимание путешественников. В двадцатом
веке его покоряли экспедиции на лыжах, собачьих упряжках, моторных
средствах передвижения. Но еще ни разу официально не было
зарегистрировано достижение Северного полюса тепловым аэростатом. В
2005 году команда шара «Святая Русь» намерена покорить
неподвластную стихию и достичь вершины планеты.
Команда экспедиции – это бесстрашные энтузиасты
и в то же время одни из самых опытных в России специалистов по
управлению аэростатами и выживанию в экстремальных условиях.
Станислав Федоров, президент Русского воздухоплавательного
общества, ведущий российский конструктор дирижаблей и воздушных
аэростатов, и Валентин Ефремов, знаменитый российский
путешественник, за плечами которого тысячи километров снегов и
льдов. Экипажу предстоит преодолеть свыше 1000 км на высоте до 5000
м и при температуре до -50 0С. Связь с «большой землей» будет
осуществляться посредством спутникового телефона, а также во время
нескольких технических посадок на дрейфующий лед.
Помимо своего прямого назначения – победы
человека над суровой стихией – экспедиция преследует серьезные
научно-практические цели. В ходе полета будет проведен подробный
мониторинг экологического состояния арктической природной зоны. Шар
совершит несколько приземлений в точках различного удаления от
крупнейших в России промышленных объектов с целью забора проб
снега.
Также в планах экспедиции – наблюдения за
движением воздушных масс в климатической зоне Арктики, одной из
наименее изученных на сегодняшний день. Уникальные данные,
полученные экипажем «Святой Руси» позволят существенно дополнить
теоретические сведения о формировании климата Земли. Отдельная
часть научной программы полета посвящена изучению деятельности
организма человека в экстремальных условиях.
По оценкам экспертов, российская экспедиция
имеет все шансы на успех. На ее подготовку ушло больше полутора
лет, особое внимание уделено безопасности полета. Организация
авиаобслуживания и поисково-спасательного обеспечения экспедиции
проходит в тесном контакте с Федеральной службой безопасности,
Министерством обороны и Министерством транспорта России,
специалистами Красноярского управления гражданской авиации,
Ассоциацией полярников. Специально для проекта были разработаны
уникальные методы авиатранспортного обслуживания, в частности,
организации дополнительных баз топлива на акватории Северного
Ледовитого океана.