“Ока” станет немного китайскойПодорожав при этом на треть
Анастасия Герасимова
КАЗАНЬ — КамАЗ нашел еще одного поставщика
двигателей для собираемых предприятием автомобилей “Ока”. Им стала
китайская госкомпания Norinсo, выпускающая двигатели по технологии
Suzuki. Правда, в новой комплектации “Ока” подорожает почти на
треть. Но эксперты полагают, что это не снизит спроса на компактный
автомобиль.
“Ока” выпускается на Заводе малолитражных
автомобилей, 74,37% акций которого принадлежит КамАЗу. В 2003 г. на
ЗМА было собрано 40 011 автомобилей “Ока”. Выручка предприятия
составила 2,7 млрд руб., чистая прибыль – 33,3 млн руб. Оборот
китайского унитарного госпредприятия Norinсo в 2003 г. составил
около $4,5 млрд. Корпорация специализируется на производстве
вооружений, а также автокомпонентов, мотоциклов, автомобилей и
автобусов. Norinсo также является соучредителем в Китае СП с Ford,
Suzuki, Mercedes, Honda и Jamaha.
Мощности ЗМА позволяют собирать ежегодно 75 000
автомобилей. При этом на предприятии считают, что спрос на “Оку”
может достигать 120 000 в год. Но увеличить производство ЗМА не
может. Монопольным поставщиком двигателей для “Оки” является
“АвтоВАЗ”, который не может увеличить поставки. В конце прошлого
года ЗМА договорился о поставках двигателя с украинским Запорожским
автозаводом. А в июле предприятие подписало контракт с Norinco на
поставку 4-цилиндровых двигателей (объемом 1-1,3 л) класса Евро-2.
По словам представителя Norinco У Сяо Мина, его компания выпускает
эти силовые агрегаты на СП с Suzuki и по совместным с ней
технологиям. “Оку” в новой комплектации предполагается продавать
как в России, так и за рубежом. В следующем году Norinco поставит
ЗМА 3000 двигателей, а впоследствии объем поставок увеличится до 30
000 в год. Сейчас “Ока” стоит в рознице около $3000. По словам
гендиректора ЗМА Василия Каюмова, с китайским двигателем автомобиль
подорожает “примерно на $900”. У Сяо Мин отмечает, что на этом
сотрудничество двух компаний может не ограничиться. По его словам,
речь идет и о “возможности совместного производства легковых
автомобилей”. На ЗМА подтверждают, что предприятие ищет
стратегического партнера для дальнейшего развития производства и
возможного выпуска лицензионного автомобиля. “Но пока это лишь
планы”, — отмечает сотрудник ЗМА. Менеджер дилерской компании
“Транстехсервис” полагает, что даже с новым мотором “Ока” останется
дешевым автомобилем, поэтому спрос на нее сохранится. “Улучшение
качества сполна компенсирует удорожание”, — соглашается сотрудник
другой дилерской компании, “Автолига”. Впрочем, аналитик “Метрополя”
Денис Нуштаев полагает, что из-за удорожания “Ока” сможет
продаваться, в основном, на внешних рынках.