К.Владимиров
На конференции "Основные тенденции и итоги
развития автомобильной промышленности России в 2006 году"
заместитель директора Департамента промышленности Минпромэнерго
России Виктор Семенов подвел предварительные итоги развития
автомобильной промышленности в 2006 году. По его словам, за
одиннадцать месяцев текущего года было произведено 1 368 933
автомобиля, что на 11,9% больше, чем за аналогичный период прошлого
года. Больше всего в общем числе - легковых автомобилей -1 072 042
штуки. Это на 11 % больше, чем год назад, причем 245 547 из них
произведены на предприятиях, работающих в режиме "промышленной
сборки". Доля этих машин по сравнению с прошлым годом выросла на
74%. Скромнее рост в сегменте грузовых автомобилей -их было
произведено 226 243 штуки (рост -19%), автобусов – 70 648 штук
(рост - 5,8%). В этом году россияне при выборе машин стали все чаще
ориентироваться на автомобили в ценовой группе 10-20 тыс.долларов.
Хотя самым популярным по-прежнему остается сегмент машин по цене от
5 до 10 тыс.долларов. Как отметил Семенов, иномарки не создают
серьезной конкуренции отечественному автопрому, потому что "рост
доли импортных автомобилей наблюдается в секторе 15-20 тысяч
долларов, где отечественный производитель почти не представлен".
Впрочем, отечественные производители пока и не снижают объемов
производства. По словам того же представителя Минпромэнерго,
большая часть массового спроса по-прежнему сосредоточена в нижнем
ценовом сегменте, где работает "АвтоВАЗ". За минувшие одиннадцать
месяцев российский автогигант произвел 703 374 автомобиля и тем
самым на 7% улучшил прошлогодние показатели. "Темпы роста рынка в
последние годы и факторы, определяющие этот рост, позволяют нам
прогнозировать общий объем продаж легковых автомобилей в России к
2010 году в размере не менее 2,6 млн. штук в год, а в денежном
выражении - более 30 млрд. долларов", - подытожил Виктор Семенов.
По словам специалиста инвестиционной компании "Метрополь"
Александра Жукова, 2,6 млн. штук - вполне реальная цифра. "Это
общий объем рынка. Из этих 2,6 миллиона около 900 000 иномарок
будут произведены в России, еще примерно 850000 в 2010 году будет
выпущено отечественных автомобилей. Все остальное будет
импортироваться из-за границы". По оценкам эксперта, продолжится
тенденция смещения интересов покупателей к более дорогим
автомобилям. Причины тому - рост доходов и постоянно
увеличивающаяся популярность кредитов. "Статистика покупок
автомобилей в кредит растет очень большими темпами, - отмечает
эксперт. - Уже сейчас примерно 30-40% машин покупается в кредит,
скоро по этому показателю Россия догонит Европу, где эта доля -
60-70%". Что же касается брэндов, то, по мнению Жукова, рано
говорить о том, что в нашей стране на лидирующие роли выйдет
Toyota, которая, видимо, в ближайшее время захватит лидерство на
мировом рынке. "В России популярнее будут более дешевые машины,
такие, как Ford и Hyundai. К тому же Chrysler может начать
производство недорогих моделей на совместном предприятии
"GM-АвтоВАЗ". Еще более оптимистичные прогнозы дает
независимый эксперт авторынка Валерий Тараканов: "Я уже сейчас
оцениваю рынок новых автомобилей (если говорить о легковых и
коммерческих авто) в 33,3 млрд. долларов. К 2007 году он должен уже
достичь 42,4 млрд. долларов. Это будет примерно 2,87 млн. Новых
автомобилей в год (включая легкие коммерческие авто массой до 3,5
тонны)".