В июле авторынок вновь упал на 60%
Дмитрий Ъ-Беликов
Продажи автомобилей в России в июле вновь
снизились на 60%, и ниже этой отметки рынок, видимо, уже не упадет.
На фоне стабилизации рынка происходит то, чего аналитики и дилеры
ждали с начала года: спрос смещается к отечественным брендам и
самым дешевым иномаркам. Оживление продаж может произойти только
осенью, и то только если потребители будут спешить купить машину на
случай второй по счету плавной девальвации рубля.
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ)
опубликовала данные о продажах новых автомобилей в январе--июле
2009 года. По данным ассоциации, за семь месяцев они упали на 50%,
а в июле -- на 58% по сравнению с аналогичными периодми 2008 года.
Самым продаваемым брендом стала российская Lada, а среди иномарок
первое место по продажам занял бренд Chevrolet, второе -- Ford,
третье -- Renault. Французский концерн отодвинул с третьей строчки
японскую Toyota, которая опустилась сразу на пятое место.
Данные АЕБ за семь месяцев и за июль говорят о
том, что российский рынок, как и предполагалось, достиг дна, и
падения глубже 50-60%, видимо, уже не будет. Действительно,
снижение продаж автомобилей за январь--июль и июль примерно
соответствует тому уровню, который был по итогам января--июня (49%)
и июня (56%). Наверное, по итогам всего года также стоит ожидать
падения на уровне 50-60%, но давать точный прогноз все-таки
преждевременно, говорит глава совета директоров дилерского холдинга
Genser Игорь Пономарев.
Основной тенденцией июня--июля, по словам
господина Пономарева, стало то, что на фоне стабилизации рынка
"постепенно начинают отвоевывать свою долю отечественные бренды",
выигравшие от девальвации рубля и падения доходов населения. Если
сравнивать продажи в июле с уровнем июня, то весь рынок упал на 3%,
а продажи новых иномарок (как импортных, так и собранных в России)
вдвое больше -- на 7%, отмечает дилер. Наверняка АвтоВАЗ
(производитель Lada) выигрывает за счет того, что выдерживает
низкие цены на свои машины, уверен господин Пономарев. Вопрос лишь
в том, "как долго завод сможет так работать", заключает он.
То, что с лета спрос сместился к доступным
машинам, помогло не только отечественным брендам, но и Renault --
"бюджетный" автомобиль концерна Renault Logan уже третий месяц
подряд остается самой продаваемой иномаркой в России. В июле Logan
опередил прежнего лидера Ford Focus на 1,7 тыс. проданных машин.
Модель Logan находится в одной ценовой нише с моделью Lada Priora
(до 300 тыс. руб.), что также подтверждает смещение спроса именно в
дешевый сегмент. Впрочем, пока продажи Priora, которая стала самым
продаваемым автомобилем в июле, вдвое выше, чем у Logan.
Если летом мы увидим хоть какие-то
признаки второй волны кризиса, это наверняка подстегнет спрос на
автомобили в октябре-ноябре, говорит аналитик ИФК "Метрополь"
Михаил Пак. Он поясняет, что потребитель наверняка будет опасаться
новой девальвации рубля и будет стараться купить автомобиль до нее.
В целом, по его мнению, рынок в 2009 году упадет "примерно так же,
как падает сейчас" (то есть на 50-60%, по итогам 2008 года продано
2,1 млн машин), а с 2010 года из-за эффекта низкой базы темпы его
падения должны замедлиться.