Григорий Васюков
Отечественная розничная сеть X5 Retail Group
запустила собственный интернет-магазин. Сетевые продажи в России
растут, и занять место на новом рынке имеет смысл сейчас, пока в
нем работает множество небольших компаний.
Крупнейший российский ритейлер в сегменте
продуктовой розницы X5 Retail Group запустил в коммерческую
эксплуатацию собственный интернет-магазин по адресу www.e5.ru, сообщает 25 января компания на
своем сайте.
Магазин работал в тестовом режиме с 1 декабря
2011 года, теперь же все 274 тыс. товаров в каталоге доступны для
заказа. В X5 Retail (сети "Пятерочка", "Карусель", "Перекресток")
решили сосредоточиться на непродовольственном сегменте, сделав
акцент на книгах, электронике и бытовой технике, товарах для дома и
дачи, сувенирах и проч.
Схема покупки выстроена по принципу аутпоста:
покупатель выбирает товар на сайте, оформляет доставку в ближайший
для себя "Перекресток", забирает в товарном зале на специальной
полке e5.ru, после чего оплачивает на кассе как обычную
покупку.
Пока доставка действует для 129 "Перекрестков" в
Москве и Московской области. Сайт также предлагает курьерскую
доставку по Москве и Московской области, Санкт-Петербургу и
Ленинградской области, а также в некоторых других регионах
России.
Куда вы денетесь
Даже после того, как в 2011 году X5 отказался от
контроля над компанией "АйТи-Бизнес", владевшей интернет-магазинами
bolero.ru и 003.ru, было очевидно, что к этому формату компания
интерес не утратила, отмечает аналитик "Финама" Максим Клягин.
"Интернет-продажи в России растут уже несколько
лет темпами по 50% в год и более. При этом в России на них
приходится не более 2% от общего числа розничных продаж. Для
сравнения, в ЕС и США это как минимум 20%, - рассказал Максим
Клягин Firstnews.
Потенциал для роста огромный, барьер для выхода
на рынок небольшой. Лет 10 – и вся структура розничной торговли
может неузнаваемо измениться, считает эксперт.
По данным портала об электронной торговле
InetShopper.ru, только на Москву и Петербург приходится почти 2 000
электронных магазинов.
Через Интернет можно купить все: от редких
коллекционных марок и монет до саженцев комнатных цветов и дачных
плодовых деревьев. Больше всего интернет-магазинов в сегментах
одежды и обуви, детских товаров, бытовой электроники и товарах для
дома и дачи.
"Рынок электронной торговли в России все еще
небольшой, поэтому возможности для новых игроков огромные. Чем
больше интернет-магазинов, тем лучше для покупателя, также
появляется хороший стимул для повышения качества обслуживания. Хотя
темпы роста этого рынка я бы оценила на уровне 20-25% в год,
которые и сохранятся в ближайшие годы", - говорит PR-менеджер
интернет-магазина Ozon.ru Мария Назамутдинова.
Торговлей продовольственными товарами через
интернет компания заниматься не планирует, уточнил агентству
"Прайм" директор по корпоративным отношениям X5 Михаил Сусов.
"Интернет-торговля продовольственными товарами - это отдельный
бизнес, мы пока не видим успешных примеров на рынке в этой сфере",
- пояснил он.
Неприбыльный, но нужный
Эксперты Firstnews сходятся во мнении, что для
X5 этот проект носит, скорее, венчурный характер. О прибыли в
первые годы говорить не приходится, зато компания застолбит за
собой пространство и получит экспертизу.
По словам старшего аналитика ИФК
"Метрополь" Татьяны Бобровской, в России интернет-торговля
разделена между множеством мелких игроков, по сравнению с которыми
X5 имеет выгодные условия по поставкам, что дает возможность
успешно конкурировать по цене.
"Интернет-проекты рассматривал
"Ашан", удачный опыт в киберпространстве имеет сеть "Утконос".
Появляются даже магазины продовольственных товаров, хотя они носят
узконишевый характер, например, продукция фермерских хозяйств. Но
через несколько лет продуктовая розница также освоит Сеть, к этому
времени у X5 уже будет необходимый опыт в этой сфере", - отмечает
эксперт.
Примечательно, что по объемам продаж X5 Retail
Group увеличила свою выручку в 2011 году на 32% до 452,482 млрд
рублей, однако сопоставимые продажи Х5 в 2011 году выросли всего на
6% в рублевом выражении, что в значительной степени рынок
разочаровало.
Именно поэтому в ситуации, когда компании нужны
дополнительные точки роста, в интернете присутствовать просто
необходимо, уверен аналитик "Атона" Иван Николаев.
"Речь не о том, что "физический" формат исчерпал
свои возможности для роста. Просто Сеть – это дополнение, которое в
будущем может стать как минимум одним из основных источников дохода
и ощутимой точкой роста в ритейле. Опять же логистическая сеть
компании это позволяет", - считает он.
Магазин напоказ
Чем быстрее растет торговля в Сети, тем меньше
обычные магазины используются по своему прямому назначению.
Согласно отраслевым исследованиям, "физический" магазин теперь
нередко играет роль примерочно-демонстрационной комнаты, в которой
можно посмотреть на будущую покупку "в живую", после чего следует
ее приобретение в Интернете.
По данным Consumerbarometer.eu, в США так
поступает уже 32% покупателей, в Европе - 39%. В России пока
наблюдается обратная тенденция: посмотреть и выбрать
соотечественники предпочитают сидя дома у монитора, покупать – в
реальном магазине.
Недавно в США розничный оператор Target Corp.
попросил своих поставщиков помочь ей в борьбе с оттоком покупателей
в Сеть, писал The Wall Street Journal.
Действенной в этом направлении мерой Target
Corp. сочла выпуск эксклюзивных товаров специально для нее, которые
не будут продаваться более нигде.
http://www.firstnews.ru/news/business/pyaterochka-i-perekrestok-ukhodyat-v-internet/