"Русь" улетающаяНа воздушном шаре к Северному полюсу
Монгольфьер "Святая Русь" стартовал 15 апреля в
6.00 мск с тремя аэронавтами в гондоле. Место старта - остров
Средний в архипелаге Седова (западная часть архипелага Северная
Земля). За подготовкой экипажа к старту и пышными проводами в
акватории Ледовитого океана пристрастно наблюдал корреспондент
"Ъ-Спорта"
Сергей Голубцов
Охота за пестицидом
Патриотическое название аэростата означает, что
полет в числе прочего имеет политическую подоплеку. Об этом
рассказал на пресс-конференции за полярным кругом советник
президента РФ по вопросам федерализма и местного самоуправления
Сергей Самойлов. Мол, сам факт организации экспедиции доказывает,
что Россия по-прежнему готова активно присутствовать в Арктике и
еще "что мы, русские, и сегодня способны преодолевать любые
трудности". Более предметно были очерчены прочие задачи полета.
Это, во-первых, покорение очередной вершины в истории экстремальных
экспедиций (до сих пор все попытки достичь Северного полюса на
воздушном шаре были безрезультатны); во-вторых, обширная научная
программа - от изучения арктических воздушных потоков (измерения
температуры воздуха на разных высотах - вплоть до 5 км, влажности,
силы ветра, направления и т. п.) до наблюдения за перемещениями
ледовых покровов. Отдельно фигурирует экологическая программа:
отбор образцов снега, льда, морской воды с тестами на наличие в них
пестицидов и тяжелых металлов, наблюдение за животным миром
Арктики. По словам организаторов, подобные исследования не
проводились последние 15 лет. На вопрос, а как же многочисленные
экспедиции на лыжах и снегоходах (последняя состоялась ровно год
назад под руководством Владимира Чукова), руководитель научной
части проекта, старший научный сотрудник геофака МГУ Али Залиханов
ответил, что наблюдения сверху будут производиться без
вмешательства в экосистему Заполярья. Довольно спорно, если учесть,
что проектом планируется множество технических посадок для ночевок,
освобождения гондолы от мусора, пополнения запасов топлива, пищи и
просто в ожидании попутных ветров. Главный идеолог, он же спонсор
мероприятия, выпускник географического факультета МГУ, глава
инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Михаил Слипенчук
назвал проект неинвестиционным (хотя и вложил в него порядка $800
тыс.). "Главное, к чему мы стремимся,- осуществление общей мечты
человечества, покорение полюса на воздушном шаре",- заявил
он.
Благодарно глянув на спонсоров полета, в
разговор включился мэр города Воркуты (по совместительству
президент Союза северных городов России числом более 60) Игорь
Шпектор. Полет на воздушном шаре он, наоборот, обозначил как
инвестиционный и напомнил, что регион представляет из себя кладезь
полезных ископаемых, неисчерпаемый источник полезных исследований,
могущих принести изобилие на севера (по приблизительным подсчетам,
только угля вместе с неизвестными месторождениями здесь хватит на
500 лет разработки). Из речи мэра вытекало, что росту
благосостояния северян давно мешало отсутствие воздушного шара.
Помощь придет с Борнео
Практически проект полета на аэростате "Святая
Русь" выглядит так. Шар стартует с архипелага Северная Земля (быв.
Николая II) и, маневрируя по вертикали, ищет попутные воздушные
потоки, способные в конечном итоге прибить монгольфьер на
географический Северный полюс. Расстояние от места старта до полюса
- 1100 км по прямой. Однако прямой траектория полета не будет, все
зависит от погодных условий, розы ветров и других факторов - от
технического состояния аппарата до физического самочувствия
аэронавтов. Условия всерьез экстремальны: температура может
достигать -50° С, скорость ветра у поверхности земли - 100 км/ч. В
случаенеблагоприятных условий экипажу придется часами, а то и
сутками ждать у моря, то есть океана, погоды, поглощая запасы
максимально облегченного пайка вроде "вырезки из бройлерной сои"
(впрочем, питание, несмотря на малый вес, максимально калорийно:
сублимированное мясо, шоколад, концентраты). Команда представлена
закоренелыми полярниками. Это командир Валентин Ефремов и члены
экспедиции Станислав Федоров и Эдуард Мазур. Все трое - крайне
сочные типажи: с заиндевелыми бородами, отрешенными от земной суеты
очень добрыми глазами и стандартными ответами на главный вопрос
"Доберетесь ли?" (суеверно отвечают в том смысле, что "Бог не
выдаст, свинья не съест"). Однако обращение к истории, а также
общение со специалистами добавили в бочку оптимизма ложку скепсиса.
Первый полет на воздушном шаре к Северному полюсу закончился
трагически. Дело было в конце позапрошлого века, когда шведский
исследователь Заполярья Саломон Август Андре и его товарищи Нильс
Стриндберг и Кнут Френкель 11 июля 1897 года стартовали с
архипелага Шпицберген на воздушном шаре "Орел", наполненном
водородом. Наивные, они рассчитывали покрыть расстояние 3700 км до
Канады через Северный полюс всего за шесть суток, уповая на
материковые метеонаблюдения, весьма несовершенные в то время. Уже
через три дня, 14 июля, монгольфьер был снесен ветром на норд-ост,
отяжелел от обледенения и совершил вынужденную посадку в точке с
координатами 82°56` с. ш., 29°52` в. д., преодолев не более 250-300
км. Почти четыре месяца путешественники шли пешком на юг, но
погибли в пути при невыясненных обстоятельствах. Случайно их
останки были обнаружены на острове Белом (архипелаг Шпицберген)
лишь спустя 33 года. Роковыми ошибками затерянной экспедиции
считаются малый опыт в аэронавтике (перед стартом Андре совершил
всего 27 учебных полетов, тогда как, например, известный
французский воздухоплаватель Эжен Годар - 2 тыс.), техническое
несовершенство аппарата, невладение метеоситуацией и излишняя
самонадеянность. Что касается команды "Святой Руси", то ее
совокупный опыт повыше, чем у Андре, но и ее членам далеко до
настоящих спецов позапрошлого века: 500 часов у Федорова и 200 - у
Ефремова. Кроме того, на постройку шара "Орел" объемом 6 тыс. куб.
м у Саломона Андре ушло почти два года. "Святая Русь" объемом 3,4
тыс. куб. м, как удалось выяснить, шилась в пожарном порядке - чуть
ли не за полтора месяца (организаторы винят в почти двухгодичной
задержке государственных чиновников, которые дали добро на полет
только после вмешательства президента). Понятно, что управлять
полетом нынче легче, чем сто лет назад: газовой горелкой с двумя
основными и парой вспомогательных соплов можно без проблем
регулировать высоту (на "Орле" для этих целей использовались мешки
с балластом, которые волочились на длинных тросах по льду; поднял
мешок - шар опустился, потравил конец - шар взмыл). Но опять же
неизвестно, как поведет себя пропан, пусть даже обогащенный жидким
метаном, при запредельных температурах. Что касается
метеопрогнозов, то даже в начале третьего тысячелетия проблема
существует. Обслуживать аэронавтов будет гидрометцентр на острове
Диксон, способный в одиночку давать лишь весьма приблизительный
прогноз погоды. Похоже, сами путешественники уже догадываются о
том, куда влезли. Во всяком случае, ни о каких шести днях полета
речь не идет. Над льдами Арктики планируется провести не менее
месяца, но не более трех. При технических посадках по спутниковому
телефону на материк будут передаваться координаты с GPS, после чего
последует вылет на место одного из двух дежурных вертолетов. В
случае непогоды готов вылететь самолет, который может сбрасывать на
парашюте платформы с топливом, едой, запчастями и т. п.
Воздухоплавателям повезло, что еще в советское время в паре сотен
километров от Северного полюса на дрейфующей льдине был оборудован
так называемый ледовый аэродром подскока Борнео с ВПП длиной всего
800 м (а в этом году и вовсе 600 м). Тем не менее заполярные асы
умудряются сажать там даже реактивные самолеты. Естественно, на
заполярном Борнео в отличие от третьего по величине в мире
тропического острова Борнео вы не обнаружите ни летающих
лягушек-шестокрылов, ни полуобезьян долгопятов, ни толстого лори.
Из летающих - Ан-74, из толстых - белый медведь. А вокруг такие
"джунгли", что хоть глаз выколи - взгляду не за что зацепиться в
бескрайнем снегу.
Фальстарт
На подлете к аэродрому погранзаставы на острове
Средний (население - четыредесятка бойцов и командиров, две женщины
и двое детей) в иллюминаторе самолета можно наблюдать только
бесконечные ледовые поля с редкими разводами полыней, от которых
исходит ощущение такого мороза, что вспоминается "Ледовый дневник"
Юхана Смуула. Особенно те строчки, где говорится о специальных
гульфиках из гагачьего пуха. Ощущения не подвели. Через десять
минут после схода с трапа моя зимняя охотничья одежда - офицерские
ватные штаны и двойной стеганый бушлат – вместе с нательным
термобельем продувались так, словно я в турецком отеле оказался под
струей кондиционера. После жаркого салона самолета пот моментально
охлаждался и ужасно холодил. Еще бы: -25° С при ветре 18 м/с. Зато
в казарме, одном из двух зданий заставы, было тепло, как в
московской квартире. Тосты за успех заглушали рев дизелей в
соседней кочегарке. Хозяин банкета в честь воздухоплавателей,
начштаба Объединенного арктического погранотряда Валерий Стасюк
раздавал шевроны с эмблемой вверенного ему хозяйства (а это 13 тыс.
км северной береговой линии России), рассказывал о белых медведях и
успехах в боевой подготовке. Кинооператоры отдыхали: аппаратура с
мороза не желала фиксировать вдохновенные лица и речи. 400 м от
казармы до старта воздушного шара, устроенного на побережье
Ледовитого океана, пришлось преодолевать через тысячи пустых бочек
из-под солярки, керосина, масел - всего, что отработано за почти
70-летнюю историю освоения острова Средний. Ярко-полосатый шар
поначалу выглядел нелепой тряпкой, распластанной на снегу. Но
заработали горелки, и на глазах публики тряпка ожила. Сначала она
стала похожа на змею, только проснувшуюся от зимней спячки; затем -
на дракона из сцен встречи китайского Нового года, а потом... Потом
в мгновение ока все обернулось по-российски. Страховочный фал
(точнее, карабин, закрепленный на береговой арматуре) не выдержал
порыва ветра, сорвался, и "Святая Русь" несанкционированно взмыла в
воздух вместе с техником внутри гондолы и четырьмя
пограничниками-срочниками, на руках повисшими под плетеной
корзиной. Страшно подумать, чем закончился бы этот фальстарт, если
бы не отличная боевая выучка солдат и решительность офицеров.
Похоже, бойцы, цепко схватившиеся за гондолу, ни за что не разжали
бы пальцы без команды. Но она последовала с земли по-военному
вовремя: "Прыгать!" И солдатики, как горох, посыпались со
стремительно взмывающего шара в мягкий снег. А шар, пафосно надувши
бока, со скоростью ветра уносился вверх и в океан. Тут-то и
продемонстрировал все возможности аэростата мастер спорта по
воздухоплаванию Михаил Боканов. Он не запаниковал, а, что
называется, дал полный газ и, взмыв примерно на километр, нащупал
противоположный поток воздуха, причем так умело, что уже через
четверть часа мягко приземлился на аэродроме возле самолета.
Остается пожелать такого же благополучного исхода участникам
экспедиции.
Информация о проекте: www.polus.metropol.ru
Подписи
Пограничниками на архипелаге Северная Земля
командует сам Мороз-воевода. Поэтому ни один шпион здесь еще не
прорвался
Под крылом самолета о чем-то поют снега, льды,
белые медведи и бесконечные полыньи Ледовитого океана
Участники экспедиции Эдуард Мазур и Станислав
Федоров уже с места старта пытаются заглянуть на финиш
Предстартовый взгляд начальника экспедиции
Валентина Ефремова загадочен, как сама авантюра: "Долетим - не
долетим?"
Корзина воздушного шара легка на подъем и даже
размерами и фактурой похожа на корзинку грибника. А таскать ей
троих полярников не меньше месяца
Белые медведи любят посещать заставу на острове
Среднем. Они просто тащатся от сгущенки и фурора, производимого
среди взвода солдат, двух женщин и двоих детей