УАЗ поравнялся с ToyotaПо рентабельности
Юлия Федоринова
“Северсталь-Авто” удалось совершить невероятное.
В прошлом году ее рентабельность по EBITDA достигла 14,6%. По этому
показателю холдинг оставил далеко позади не только российских
конкурентов, но и обогнал японскую Toyota — самую прибыльную
автомобильную корпорацию мира. Аналитики отмечают, что главной
причиной успеха “Северсталь-Авто” стала удачная реализация
программы по снижению издержек.
“Северсталь-Авто” контролирует Заволжский
моторный и Ульяновский автомобильный заводы. Около 85% акций самого
холдинга контролирует гендиректор “Северсталь-Групп” Алексей
Мордашов. В 2004 г. ЗМЗ реализовал 273 722 двигателя, УАЗ – 70 071
автомобиль.
Вчера “Северсталь-Авто” первым из российских
автоконцернов опубликовала консолидированную отчетность по МСФО за
прошлый год. По словам гендиректора “Северсталь-Авто” Вадима
Швецова, результаты за прошлый год оказались самыми успешными в
истории компании. Даже несмотря на снижение продаж двигателей на
4,6% и автомобилей на 10,8%, выручка холдинга в 2004 г. увеличилась
на 19% до 23,03 млрд руб., EBITDA (прибыль до выплаты налогов,
дивидендов, процентов по займам и амортизационных отчислений) — на
35% до 3,36 млрд руб., а чистая прибыль выросла в полтора раза до
1,4 млрд руб. Но основным сюрпризом для аналитиков стал
фантастически высокий для российского автоконцерна уровень
рентабельности “Северсталь-Авто” по EBITDA, который за год вырос с
12,9% до 14,6%. Большинство аналитиков считают этот показатель
важнее чистой рентабельности, поскольку на него не влияют прочие
доходы и расходы, которые компании по-разному отражают в своей
чистой прибыли. “Рентабельность по EBITDA у нас лучшая среди
российских компаний и выше среднемировой”, — похвастался финансовый
директор “Северсталь-Авто” Николай Соболев. “Даже у Toyota она на
уровне 13-14%, а у "АвтоВАЗа", по нашим прогнозам, составит 10,5%”,
— соглашается Елена Сахнова из ОФГ. Денис Нуштаев из “Метрополя”
напоминает, что у американских и европейских концернов этот
показатель в среднем не выше 8-10%. В “Северсталь-Авто”
объясняют свой успех просто. Во-первых, компания начала выпускать
более дорогие двигатели и автомобили. В частности, Швецов отметил,
что УАЗ в 2004 г. вместо УАЗ-3151, в народе прозванного “козлом”,
начал выпускать его рестайлинговую версию UAZ-Hunter. К тому же, по
его словам, на росте финансовых показателей сказалась и программа
сокращения издержек, благодаря которой компании удалось сэкономить
более 650 млн руб. “Только в результате передачи в управление
голландской компании Gemco литейного производства ЗМЗ его затраты
сократились на 3%”, — замечает Швецов. К числу мер по снижению
издержек в компании относят демонополизацию поставок комплектующих,
оптимизацию численности персонала, снижение затрат на
внутризаводскую логистику, технологический аудит, снижение
складских запасов и внедрение технологии “бережливого
производства”. Сахнова согласна с объяснениями менеджмента
“Северсталь-Авто”. “Они в самом деле молодцы: не только
декларировали меры по снижению издержек, но и эффективно их
внедряют, — говорит эксперт. — "АвтоВАЗ" тоже идет по такому пути,
но менее агрессивно. Хотя в рамках большого автоконцерна эффект от
снижения издержек был бы более заметен”. Впрочем, Сахнова думает,
что уже в этом году роста рентабельности у “Северсталь-Авто” не
получится — из-за увеличения издержек. Цены на сталь в этом году
могут увеличиться на 10-12%, а долларовая инфляция составит не
менее 28%, напоминает Сахнова. Впрочем, несмотря на это, по ее
мнению, операционные показатели “Северсталь-Авто” — выручка и
прибыль в этом году все равно вырастут. А аналитик Альфа-банка
Максим Матвеев прогнозирует выручку холдинга в 2005 г. на уровне
27,4 млрд руб., а чистую прибыль не ниже 1,75 млрд. Конкуренты
комментировать успехи “Северсталь-Авто” отказались. Представители
“АвтоВАЗа” и “Руспромавто” лишь напомнили, что сравнивать
результаты “Северсталь-Авто” пока не с чем: отчетность “АвтоВАЗа”
по МСФО за 2004 г. будет готова к лету, а “Руспромавто” ее еще ни
разу не публиковала.