Андрей Школин
Владимир Лисин
N1. Мы сами удивились. Но после тщательной перепроверки результатов
и взвешивания еще раз всех оценок стало понятно: на первое место
вышел, пожалуй, самый неожиданный претендент за все время
публикации списка российских миллиардеров.
Хозяин Новолипецкого меткобината и заядлый стрелок по тарелочкам
Владимир Лисин последние два года занимал железное... нет, стальное
место в первой тройке. Даже в черное для металлургов время, которым
стал конец 2008 года, когда спрос на прокат упал фактически до
нуля, рыночная капитализация НЛМК, в котором Владимиру Лисину
принадлежит более 80% акций, оставалась на высоте. И все-таки
случившееся нельзя назвать целиком заслугой "липецкого стрелка".
Это еще и результаты работы в 2009 году Михаила Прохорова (N 2) и
Романа Абрамовича (N 3).
Чем запомнится Владимиру Лисину 2009 год? Теперь точно можно
назвать, по крайней мере, два ярких события в его жизни. Во-первых,
он стал президентом Европейской стрелковой конфедерации, обойдя
итальянца Лучано Росси. Во-вторых, по итогам года "Ф." назвал его
самым богатым бизнесменом России. Нельзя сказать, что к этому все
шло. Такой тесной тройки лидеров не наблюдалось за все время
составления рейтинга. Разница в $0,95 млрд и в $1,8 млрд не так уж
существенна, когда речь идет о состояниях подобных размеров.
Условно говоря, окажись стоимость акций НЛМК всего на 5% меньше,
Михаил Прохоров (N2) автоматически вышел бы на первое место.
Прошедший год особенно четко показал, насколько оказались
переоценены инвестиционные таланты экс-лидера. Весь год Михаил
Прохоров терял деньги. Например, пошел на невыгодный для себя
расчет с Олегом Дерипаской (N 6): мало того что вместо обещанных
денег согласился получить дополнительные акции UC Rusal, так еще и
по цене в полтора раза выше, чем инвесторы оценили компанию при
IPO. Буквально выбросил на ветер $100 млн "инвестиций" в
издательский дом "ЖиВи", запомнившийся только скандальной
вечеринкой на крейсере "Аврора". Впрочем, здесь есть и
положительный эффект: вся страна узнала, что подобные тусовки для
музея-на-плаву - обыденное дело. И что "Аврора" на деле уже
секс-символ революции: стала таким после съемок порнофильма на
борту. Свежий проект группы "Онэксим" стоимостью в $1 млрд по
созданию массового электромобиля также порядком насмешил публику.
Вы можете спросить: "Как же своевременная продажа "Норильского
никеля" и покупка "Ренессанс Капитала""? Простое везение. На сделку
с Олегом Дерипаской Михаил Прохоров пошел от безысходности, два
года назад она мало кому казалась выгодной. Это спустя полгода
стало ясно, что хозяин "Русала" серьезно ошибся в своих ожиданиях.
Говорят, схожая ситуация была с "Ренессанс Капиталом": в
инвестбанке зависли деньги группы "Онэксим", и не купить вышло бы
дороже. Приобретение оказалось не из дешевых: по мнению "Ф.",
стоимость инвестбанка только-только переросла ту оценку
полуторагодовой давности ($0,5 млрд за 50% - 1 акция).
Новый лидер Владимир Лисин для долларового мультимиллиардера на
удивление малоизвестен широкой публике, особенно если сравнивать с
N 1 прошлых лет. Зато в Липецке он царь, бог, а с лета 2009 года
еще и почетный гражданин. В крупнейшем (после Воронежа) городе
Черноземья Владимир Лисин контролирует большую часть местных
средств массовой информации, является одним из крупнейших
застройщиков жилья, а от реформы РАО "ЕЭС России" ему досталась
местная энергосбытовая компания. Конечно, Липецк нельзя назвать
моногородом. Но заводы "Стинол" (холодильники) или "Прогресс"
(детское питание) никак не могут тягаться с НЛМК, который
обеспечивает работой 31 тыс. человек. Прибавьте сюда членов их
семей, и вы поймете, кто кормит почти полмиллиона городских
жителей.
Степень всероссийской популярности Владимира Лисина хорошо показало
совместное исследование "Ф." и Rambler. Победы металлурга не ожидал
почти никто - лишь каждый двадцатый высказался в его пользу. Хотя
основной владелец НЛМК в свое время успел тесно посотрудничать с
каждым из лидеров рейтинга "Ф." последних трех лет.
Любовь К тяжелому металлу. С Олегом Дерипаской Владимир Лисин
знаком по работе в Trans World Group братьев Михаила и Льва Черных.
Собственно, из обломков этой металлургической империи и выросло
алюминиевое королевство. Владимир Лисин тогда же, в середине 90-х,
решил сконцентрироваться на Новолипецком меткомбинате. Конечно, в
отличие от высокорентабельных алюминиевых заводов черная
металлургия находилась в тени. Уже наступившее китайское
экономическое чудо пока еще находилось на сталепрокатном
самообеспечении и слабо влияло на мировую конъюнктуру. А до
дефолтной девальвации рубля, которая снизила себестоимость
продукции, было еще далеко. Зато будущий миллиардер избежал
кровавой войны, которая велась за контроль над НкАЗ, КрАЗ и прочими
алюминиевыми активами. У НЛМК была и остается еще одна особенность.
Серьезная модернизация, проведенная в 80-х годах, сделала его самым
современным сталепрокатным производством России. При прочих равных
за счет низкой себестоимости (первое место по этому показателю в
стране и в тройке лидеров в мире) комбинат мог выжить даже при
самой неблагоприятной рыночной конъюнктуре.
К моменту развала TWG Владимир Лисин скопил 13% акций НЛМК, братья
Черных - 34%. Но у завода было еще два крупных акционера: 25%
принадлежало Джорджу Соросу, столько же контролировали граждане
Монако братья Ричард и Кристофер Чандлеры. Владимиру Лисину удалось
договориться о выкупе их пакетов в первой половине 1998-го года.
Вряд ли это было сложно. Во-первых, к тому моменту бизнесмен уже
оседлал финансовые потоки завода и прочим акционерам ничего не
доставалось. Во-вторых, хоть августовский дефолт еще не наступил, в
воздухе уже витало ощущение беды. По оценкам аналитиков превращение
из фактического в юридического хозяина обошлось Владимиру Лисину в
$200 млн.
Два года прошли относительно спокойно, пока на пути нынешнего N 1
не встал лидер прошлогодний. "Интеррос", который на тот момент
Михаил Прохоров контролировал в равных долях с Владимиром Потаниным
(N 10), стал собственником 34% акций комбината, ранее
принадлежавших TWG. Сейчас бы это назвали попыткой гринмейла: на
НЛМК посыпались судебные иски и зачастили государственные
проверяющие. В ответ Владимир Лисин начал контратаку на основной
актив "Интерроса" и, скупив 8% акций "Норильского никеля", вошел в
совет директоров компании. В 2002 году корпоративная война
завершилась так же неожиданно, как и началась: "Интеррос" продал
свой пакет акций НЛМК Владимиру Лисину оценочно за $180 млн. Тот, в
свою очередь, реализовал бумаги "Норильского никеля" на открытом
рынке.
В общей сложности консолидация без малого 100% Новолипецкого
меткобината обошлась Владимиру Лисину примерно в $400 млн. Сделка
более чем выгодная: только в 2004 году он получил $370 млн в виде
дивидендов. Ставка на качественный актив в когда-то непопулярной
отрасли себя оправдала.
Специализация - металлург. Отличительная особенность капитала
Владимира Лисина - концентрация на одном активе. Когда остальные
бизнесмены первой десятки делали крупные инвестиции в
машиностроение (N 9 Алексей Мордашов - "Силовые машины"),
телекоммуникации и интернет (N 7 Алишер Усманов - DST, "Мегафон"),
владелец НЛМК отметился лишь покупками портовых мощностей, ныне
объединенных в UCL Holdings, а также относительно мизерными
вложениями в медиасферу. Например, холдинг "Объединенные медиа"
(деловой портал и радио Business FM) он приобрел у Аркадия
Гайдамака за смешные - для него - $23,5 млн.
Скупке разношерстных активов в России или за рубежом Владимир Лисин
предпочел совершенствование НЛМК. В результате комбинат сейчас
представляет собой самодостаточную бизнес-структуру, полностью
обеспеченную не только основным сырьем - коксующимся углем
("Алтай-кокс") и железной рудой (Стойленский ГОК), но даже такими
сопутствующими расходниками, как флюсовый известняк ("Стагдок") и
доломит. Собственная ТЭЦ обеспечивает почти половину потребностей
НЛМК в электроэнергии, а с 2011 года благодаря строительству новых
мощностей - на две трети. При этом для выработки электричества
будет использоваться доменный газ, являющийся побочным продуктом
основного металлургического производства. Наконец, есть даже
гарантированный европейский потребитель продукции - НЛМК
принадлежит 100% акций датского производителя толстолистового
проката DanSteel. Догадайтесь, у кого предприятие закупает большую
часть слябов (на них приходится 80% в структуре себестоимости
продукции). Даже портовые активы Владимир Лисин покупал для
обеспечения каналов экспорта продукции НЛМК.
Инвесторам нравятся подобные вертикально-интегрированные структуры.
В плюс также идет небольшой чистый долг в $1,1 млрд: среди
металлургов меньше только у Магнитки, но там и производство
постарее, и зависимость от внешних поставщиков высокая. В
результате НЛМК стоит в два раза больше той же "Северстали", хотя
производит примерно в полтора раза меньше.
***
Эксперты об НЛМК
* Сергей Донской, аналитик "Тройки Диалог":
- В кризис акции НЛМК не падали так сильно, как акции других
металлургических компаний. И при этом уверенно восстанавливали
котировки с начала 2009 года. Акции Новолипецкого комбината
выигрывают, когда инвесторов в первую очередь интересуют
качественные активы. НЛМК таким и является - это консервативная и
долгосрочная инвестиция. В перспективе полугода и больше котировки
комбината будут расти под влиянием восстановления рентабельности
предприятий и повышения толерантности к рискам.
* Кирилл Чуйко, аналитик UBS:
- Стальные компании в принципе, с их большей чувствительностью
прибылей к росту мировой экономики, дорожают быстрее, чем индекс
фондового рынка в целом. Но Новолипецкий меткомбинат при этом -
один из самых рентабельных производителей стали в мире. И поэтому
акция НЛМК считается эталонной бумагой. У группы более-менее хорошо
выстроено общение с инвесторами, что также очень важно. Акции НЛМК
всегда торговались с премией к другим компаниям. Вопрос в том,
насколько эта премия обоснована.
* Александр Пухаев, аналитик "ВТБ Капитал":
- Изначально компания - лидер по борьбе с издержками, не была
обременена значительным долгом. Иными словами, поскольку компания
качественная, всегда имела большую прибыльность, то фундаментально
инвесторы к ней относятся гораздо более спокойно, чем к другим
металлургам. Котировки НЛМК продолжат расти, но не исключаю, что
среди стальных российских компаний найдутся более быстрые игроки.
Наконец, в случае с НЛМК сложно выделить какие-либо специфичные
политические риски.
* Георгий Буженица, аналитик Unicredit Securities:
- Акции НЛМК были фаворитами рынка в условиях неопределенности,
когда инвесторы искали надежные инструменты. Поэтому низкая
себестоимость производства, а также комфортабельная долговая
нагрузка, сильная продуктовая линейка и отсутствие сегментов,
размывающих рентабельность компании, в условиях падения цен на
стальную продукцию и сырье, были очень востребованы. Однако
компания уже справедливо оценена. И в текущих условиях "Северсталь"
и ММК смотрятся предпочтительнее с фундаментальной точки
зрения.
***
Эксперты о UCL Holdings
* Сергей Семенов, директор по развитию компании
"Морстройтехнология":
- Только портовую составляющую UCL Holding можно оценить в 15-25
млрд рублей. И она имеет все основания для увеличения стоимости.
Например, не полностью задействованы мощности в порту Усть-Луга.
Учитывая, что вводимые мощности ориентированы на грузы, которые
имеют рентабельность обработки выше среднего, следует ожидать
увеличения капитализации. Для стивидорных компаний являются
нормальными коэффициенты рентабельности по EBITDA от 50%.
* Надежда Малышева, директор по развитию ИА Portnews:
- Стоимость портовых активов превышает $1 млрд. Однако погрешность
такой оценки слишком велика. Стоимость пароходств оценить сложнее,
ведь флот с каждым годом стареет. Речь, скорее всего, идет о сумме
около $400 млн. Привлекательными являются абсолютно все активы
холдинга. Что касается доходности, то успешные портовые проекты при
благоприятных условиях могут давать рентабельность до 60-70% по
EBITDA. В кризисный 2009 год хорошим показателем по отрасли стала
маржа в 20-35%.
* Алексей Безбородов, гендиректор исследовательского агентства
Infranews:
- Если исходить из средней оценки в $10-12 за тонну мощности, то
стоимость стивидорной части UCL Holding равна $500 млн. Если же
приплюсовать остальные активы, прежде всего, судоходные, то в целом
получим стоимость UCL Holding в $1,45-1,6 млрд. В перспективе до
трех лет стоимость холдинга может возрасти примерно на 30%. А вот
синергии нет. Случаи объединения в один холдинг стивидоров и
судоходств в мире единичны и относятся больше к инвестиционной
сфере.
* Андрей Рожков, аналитик ИФК "Метрополь":
- Основные активы UCL Holding представляют собой морские порты.
Поэтому мы считаем обоснованным сравнение этого холдинга с НМТП.
Тогда рыночная стоимость UCL Holding составляет $750-850 млн, что
соответствует 5,5 выручкам и 17 прибылям. Перспективы UCL Holding
зависят от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Однако для
ускорения темпов увеличения капитализации компания может пойти на
увеличение других транспортных активов, например железнодорожных
грузовых компаний.