Новости
16  Февраля  2010
ФИНАНС: Человек из металла

Андрей Школин
Владимир Лисин


N1. Мы сами удивились. Но после тщательной перепроверки результатов и взвешивания еще раз всех оценок стало понятно: на первое место вышел, пожалуй, самый неожиданный претендент за все время публикации списка российских миллиардеров.
Хозяин Новолипецкого меткобината и заядлый стрелок по тарелочкам Владимир Лисин последние два года занимал железное... нет, стальное место в первой тройке. Даже в черное для металлургов время, которым стал конец 2008 года, когда спрос на прокат упал фактически до нуля, рыночная капитализация НЛМК, в котором Владимиру Лисину принадлежит более 80% акций, оставалась на высоте. И все-таки случившееся нельзя назвать целиком заслугой "липецкого стрелка". Это еще и результаты работы в 2009 году Михаила Прохорова (N 2) и Романа Абрамовича (N 3).
Чем запомнится Владимиру Лисину 2009 год? Теперь точно можно назвать, по крайней мере, два ярких события в его жизни. Во-первых, он стал президентом Европейской стрелковой конфедерации, обойдя итальянца Лучано Росси. Во-вторых, по итогам года "Ф." назвал его самым богатым бизнесменом России. Нельзя сказать, что к этому все шло. Такой тесной тройки лидеров не наблюдалось за все время составления рейтинга. Разница в $0,95 млрд и в $1,8 млрд не так уж существенна, когда речь идет о состояниях подобных размеров. Условно говоря, окажись стоимость акций НЛМК всего на 5% меньше, Михаил Прохоров (N2) автоматически вышел бы на первое место.
Прошедший год особенно четко показал, насколько оказались переоценены инвестиционные таланты экс-лидера. Весь год Михаил Прохоров терял деньги. Например, пошел на невыгодный для себя расчет с Олегом Дерипаской (N 6): мало того что вместо обещанных денег согласился получить дополнительные акции UC Rusal, так еще и по цене в полтора раза выше, чем инвесторы оценили компанию при IPO. Буквально выбросил на ветер $100 млн "инвестиций" в издательский дом "ЖиВи", запомнившийся только скандальной вечеринкой на крейсере "Аврора". Впрочем, здесь есть и положительный эффект: вся страна узнала, что подобные тусовки для музея-на-плаву - обыденное дело. И что "Аврора" на деле уже секс-символ революции: стала таким после съемок порнофильма на борту. Свежий проект группы "Онэксим" стоимостью в $1 млрд по созданию массового электромобиля также порядком насмешил публику. Вы можете спросить: "Как же своевременная продажа "Норильского никеля" и покупка "Ренессанс Капитала""? Простое везение. На сделку с Олегом Дерипаской Михаил Прохоров пошел от безысходности, два года назад она мало кому казалась выгодной. Это спустя полгода стало ясно, что хозяин "Русала" серьезно ошибся в своих ожиданиях. Говорят, схожая ситуация была с "Ренессанс Капиталом": в инвестбанке зависли деньги группы "Онэксим", и не купить вышло бы дороже. Приобретение оказалось не из дешевых: по мнению "Ф.", стоимость инвестбанка только-только переросла ту оценку полуторагодовой давности ($0,5 млрд за 50% - 1 акция).
Новый лидер Владимир Лисин для долларового мультимиллиардера на удивление малоизвестен широкой публике, особенно если сравнивать с N 1 прошлых лет. Зато в Липецке он царь, бог, а с лета 2009 года еще и почетный гражданин. В крупнейшем (после Воронежа) городе Черноземья Владимир Лисин контролирует большую часть местных средств массовой информации, является одним из крупнейших застройщиков жилья, а от реформы РАО "ЕЭС России" ему досталась местная энергосбытовая компания. Конечно, Липецк нельзя назвать моногородом. Но заводы "Стинол" (холодильники) или "Прогресс" (детское питание) никак не могут тягаться с НЛМК, который обеспечивает работой 31 тыс. человек. Прибавьте сюда членов их семей, и вы поймете, кто кормит почти полмиллиона городских жителей.
Степень всероссийской популярности Владимира Лисина хорошо показало совместное исследование "Ф." и Rambler. Победы металлурга не ожидал почти никто - лишь каждый двадцатый высказался в его пользу. Хотя основной владелец НЛМК в свое время успел тесно посотрудничать с каждым из лидеров рейтинга "Ф." последних трех лет.
Любовь К тяжелому металлу. С Олегом Дерипаской Владимир Лисин знаком по работе в Trans World Group братьев Михаила и Льва Черных. Собственно, из обломков этой металлургической империи и выросло алюминиевое королевство. Владимир Лисин тогда же, в середине 90-х, решил сконцентрироваться на Новолипецком меткомбинате. Конечно, в отличие от высокорентабельных алюминиевых заводов черная металлургия находилась в тени. Уже наступившее китайское экономическое чудо пока еще находилось на сталепрокатном самообеспечении и слабо влияло на мировую конъюнктуру. А до дефолтной девальвации рубля, которая снизила себестоимость продукции, было еще далеко. Зато будущий миллиардер избежал кровавой войны, которая велась за контроль над НкАЗ, КрАЗ и прочими алюминиевыми активами. У НЛМК была и остается еще одна особенность. Серьезная модернизация, проведенная в 80-х годах, сделала его самым современным сталепрокатным производством России. При прочих равных за счет низкой себестоимости (первое место по этому показателю в стране и в тройке лидеров в мире) комбинат мог выжить даже при самой неблагоприятной рыночной конъюнктуре.
К моменту развала TWG Владимир Лисин скопил 13% акций НЛМК, братья Черных - 34%. Но у завода было еще два крупных акционера: 25% принадлежало Джорджу Соросу, столько же контролировали граждане Монако братья Ричард и Кристофер Чандлеры. Владимиру Лисину удалось договориться о выкупе их пакетов в первой половине 1998-го года. Вряд ли это было сложно. Во-первых, к тому моменту бизнесмен уже оседлал финансовые потоки завода и прочим акционерам ничего не доставалось. Во-вторых, хоть августовский дефолт еще не наступил, в воздухе уже витало ощущение беды. По оценкам аналитиков превращение из фактического в юридического хозяина обошлось Владимиру Лисину в $200 млн.
Два года прошли относительно спокойно, пока на пути нынешнего N 1 не встал лидер прошлогодний. "Интеррос", который на тот момент Михаил Прохоров контролировал в равных долях с Владимиром Потаниным (N 10), стал собственником 34% акций комбината, ранее принадлежавших TWG. Сейчас бы это назвали попыткой гринмейла: на НЛМК посыпались судебные иски и зачастили государственные проверяющие. В ответ Владимир Лисин начал контратаку на основной актив "Интерроса" и, скупив 8% акций "Норильского никеля", вошел в совет директоров компании. В 2002 году корпоративная война завершилась так же неожиданно, как и началась: "Интеррос" продал свой пакет акций НЛМК Владимиру Лисину оценочно за $180 млн. Тот, в свою очередь, реализовал бумаги "Норильского никеля" на открытом рынке.
В общей сложности консолидация без малого 100% Новолипецкого меткобината обошлась Владимиру Лисину примерно в $400 млн. Сделка более чем выгодная: только в 2004 году он получил $370 млн в виде дивидендов. Ставка на качественный актив в когда-то непопулярной отрасли себя оправдала.
Специализация - металлург. Отличительная особенность капитала Владимира Лисина - концентрация на одном активе. Когда остальные бизнесмены первой десятки делали крупные инвестиции в машиностроение (N 9 Алексей Мордашов - "Силовые машины"), телекоммуникации и интернет (N 7 Алишер Усманов - DST, "Мегафон"), владелец НЛМК отметился лишь покупками портовых мощностей, ныне объединенных в UCL Holdings, а также относительно мизерными вложениями в медиасферу. Например, холдинг "Объединенные медиа" (деловой портал и радио Business FM) он приобрел у Аркадия Гайдамака за смешные - для него - $23,5 млн.
Скупке разношерстных активов в России или за рубежом Владимир Лисин предпочел совершенствование НЛМК. В результате комбинат сейчас представляет собой самодостаточную бизнес-структуру, полностью обеспеченную не только основным сырьем - коксующимся углем ("Алтай-кокс") и железной рудой (Стойленский ГОК), но даже такими сопутствующими расходниками, как флюсовый известняк ("Стагдок") и доломит. Собственная ТЭЦ обеспечивает почти половину потребностей НЛМК в электроэнергии, а с 2011 года благодаря строительству новых мощностей - на две трети. При этом для выработки электричества будет использоваться доменный газ, являющийся побочным продуктом основного металлургического производства. Наконец, есть даже гарантированный европейский потребитель продукции - НЛМК принадлежит 100% акций датского производителя толстолистового проката DanSteel. Догадайтесь, у кого предприятие закупает большую часть слябов (на них приходится 80% в структуре себестоимости продукции). Даже портовые активы Владимир Лисин покупал для обеспечения каналов экспорта продукции НЛМК.
Инвесторам нравятся подобные вертикально-интегрированные структуры. В плюс также идет небольшой чистый долг в $1,1 млрд: среди металлургов меньше только у Магнитки, но там и производство постарее, и зависимость от внешних поставщиков высокая. В результате НЛМК стоит в два раза больше той же "Северстали", хотя производит примерно в полтора раза меньше.
***
Эксперты об НЛМК
* Сергей Донской, аналитик "Тройки Диалог":
- В кризис акции НЛМК не падали так сильно, как акции других металлургических компаний. И при этом уверенно восстанавливали котировки с начала 2009 года. Акции Новолипецкого комбината выигрывают, когда инвесторов в первую очередь интересуют качественные активы. НЛМК таким и является - это консервативная и долгосрочная инвестиция. В перспективе полугода и больше котировки комбината будут расти под влиянием восстановления рентабельности предприятий и повышения толерантности к рискам.
* Кирилл Чуйко, аналитик UBS:
- Стальные компании в принципе, с их большей чувствительностью прибылей к росту мировой экономики, дорожают быстрее, чем индекс фондового рынка в целом. Но Новолипецкий меткомбинат при этом - один из самых рентабельных производителей стали в мире. И поэтому акция НЛМК считается эталонной бумагой. У группы более-менее хорошо выстроено общение с инвесторами, что также очень важно. Акции НЛМК всегда торговались с премией к другим компаниям. Вопрос в том, насколько эта премия обоснована.
* Александр Пухаев, аналитик "ВТБ Капитал":
- Изначально компания - лидер по борьбе с издержками, не была обременена значительным долгом. Иными словами, поскольку компания качественная, всегда имела большую прибыльность, то фундаментально инвесторы к ней относятся гораздо более спокойно, чем к другим металлургам. Котировки НЛМК продолжат расти, но не исключаю, что среди стальных российских компаний найдутся более быстрые игроки. Наконец, в случае с НЛМК сложно выделить какие-либо специфичные политические риски.
* Георгий Буженица, аналитик Unicredit Securities:
- Акции НЛМК были фаворитами рынка в условиях неопределенности, когда инвесторы искали надежные инструменты. Поэтому низкая себестоимость производства, а также комфортабельная долговая нагрузка, сильная продуктовая линейка и отсутствие сегментов, размывающих рентабельность компании, в условиях падения цен на стальную продукцию и сырье, были очень востребованы. Однако компания уже справедливо оценена. И в текущих условиях "Северсталь" и ММК смотрятся предпочтительнее с фундаментальной точки зрения.
***
Эксперты о UCL Holdings
* Сергей Семенов, директор по развитию компании "Морстройтехнология":
- Только портовую составляющую UCL Holding можно оценить в 15-25 млрд рублей. И она имеет все основания для увеличения стоимости. Например, не полностью задействованы мощности в порту Усть-Луга. Учитывая, что вводимые мощности ориентированы на грузы, которые имеют рентабельность обработки выше среднего, следует ожидать увеличения капитализации. Для стивидорных компаний являются нормальными коэффициенты рентабельности по EBITDA от 50%.
* Надежда Малышева, директор по развитию ИА Portnews:
- Стоимость портовых активов превышает $1 млрд. Однако погрешность такой оценки слишком велика. Стоимость пароходств оценить сложнее, ведь флот с каждым годом стареет. Речь, скорее всего, идет о сумме около $400 млн. Привлекательными являются абсолютно все активы холдинга. Что касается доходности, то успешные портовые проекты при благоприятных условиях могут давать рентабельность до 60-70% по EBITDA. В кризисный 2009 год хорошим показателем по отрасли стала маржа в 20-35%.
* Алексей Безбородов, гендиректор исследовательского агентства Infranews:
- Если исходить из средней оценки в $10-12 за тонну мощности, то стоимость стивидорной части UCL Holding равна $500 млн. Если же приплюсовать остальные активы, прежде всего, судоходные, то в целом получим стоимость UCL Holding в $1,45-1,6 млрд. В перспективе до трех лет стоимость холдинга может возрасти примерно на 30%. А вот синергии нет. Случаи объединения в один холдинг стивидоров и судоходств в мире единичны и относятся больше к инвестиционной сфере.
* Андрей Рожков, аналитик ИФК "Метрополь":
- Основные активы UCL Holding представляют собой морские порты. Поэтому мы считаем обоснованным сравнение этого холдинга с НМТП. Тогда рыночная стоимость UCL Holding составляет $750-850 млн, что соответствует 5,5 выручкам и 17 прибылям. Перспективы UCL Holding зависят от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Однако для ускорения темпов увеличения капитализации компания может пойти на увеличение других транспортных активов, например железнодорожных грузовых компаний.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.