Литва продолжает развивать проект моста на
Куршскую косу. Экологи бьют тревогу – увеличение транспортного
потока в заповедной зоне может разрушить ее хрупкую экосистему.
Чтобы этого не произошло, нужно либо свернуть стройку, либо сделать
техническую сторону проекта максимально прозрачной и доступной для
экологов, считает доктор технических наук, профессор Института
океанологии РАН им. П.П. Ширшова, член Академии подводных искусств
и наук США, создатель отдельного научного направления по изучению
океана с применением глубоководных обитаемых аппаратов Анатолий
САГАЛЕВИЧ:
- Анатолий Михайлович, насколько Куршская коса ценна как
памятник природы?
- Ее ценность сложно переоценить. Сказать, что очень важна – это
ничего не сказать: она бесценна для науки. На Куршской косе
сохранились древнейшие образцы растительного мира, там на крошечной
территории соседствуют друг с другом экосистемы, которые, казалось
бы, в природе соседствовать не могут. Песчаные дюны, верховые
болота, лес…
Главное, что отличает Куршскую косу, – это ее чрезвычайная
хрупкость. Ведь весь этот древнейший ландшафт расположен на узкой
песчаной полосе.
В мире крайне мало настолько уязвимых природных памятников.
Поэтому, чтобы сохранить этот уникальный заповедник, нужна
тончайшая работа ученых и крайняя, подчеркиваю, крайняя
осторожность.
- В связи со строительством на Куршскую косу моста со стороны
Литвы высказываются опасения, что количество людей и
автотранспорта, пребывающих на ее территории, резко возрастет, и
это может разрушить экологический баланс Косы?
- На такие
территории в принципе не должно быть свободного прохода. Они для
этого слишком уязвимы. Насколько я понимаю, Куршская коса – это
национальный парк, как с российской, так и с литовской стороны.
Если литовцы строят мост для того, чтобы Косу можно было посещать
туристам в неограниченных количествах, то правильно ли это? Если
мост – то движение через него должно контролироваться. Возможно,
нужно взимать плату за проезд, пропускать автомобили группами. Или
предлагать людям оставлять автомобили в Клайпеде и идти на Косу
пешком. За паромную переправу ведь взимается плата?
- Да, небольшая.
- Этим паромное сообщение выигрывает
с точки зрения экологии. Есть возможность контролировать
посещаемость заповедной зоны. Паром нужно дождаться, заплатить за
переправу, людей он доставляет группами.
- Но есть мнение, что паромы опасны для экологии Куршской косы
куда больше моста: они загрязняют прибрежные воды.
- Это
зависит от модели парома. Новейшие паромы вполне безопасны для
экологии. Паромы, работающие на дизельном топливе, воду,
безусловно, загрязняют. Такие паромы очень токсичны: они
выбрасывают в воздух и окись азота, и двуокись серы. А сейчас в
регионе Балтийского моря как раз поднимается тема сокращения
выбросов в атмосферу от судоходства.
Что касается данного моста, то сложно говорить абстрактно. Нужно
знать конкретный проект, смотреть чертежи, читать заключения
экспертов и только тогда делать выводы.
- Опасения в связи с планами строительства на Косе высказал
представитель Литвы в ЮНЕСКО. Он считает, что есть опасность того,
что Куршскую косу лишат статуса объекта культурного наследия и
занесут в список объектов мирового наследия, находящихся в
опасности?
- У него есть основания опасаться. У нас в
России чуть не дошло до этого в случае с Байкалом. Я изучаю этого
озеро с 1970-х годов, мы опускались туда еще на «Пайсисах». Лишь
мощными усилиями всего природоохранного сообщества удалось
переломить ситуацию, защитить Байкал от излишнего вмешательства
человека, прекратить работу БЦБК (Байкальский
целлюлозно-бумажный комбинат – прим. RuBaltic.Ru). Во многом
это произошло благодаря тем исследованиям, которые мы проводили в
ходе международной экспедиции «“Миры” на Байкале», организованной
Фондом содействия сохранению озера Байкал.
Когда мы говорим о Куршской косе, то должны понимать ее хрупкость и
уязвимость. Знаю, что экскурсоводы на косе в некоторых местах
просят туристов снимать обувь. Речь идет об узкой песчаной полосе.
Поэтому я тоже опасаюсь. Но чтобы эти опасения и недоверие к мосту
рассеялись, нужно выложить на всеобщее обозрение все технические
подробности проекта, все выкладки, которые доказывали бы его полную
экологическую безопасность.
Несомненно, что для сооружения любых
объектов в таком районе нужен тонкий научный подход. А еще лучше –
лишний раз все взвесить: а так ли нужен этот мост?
Александр Носович
Источник: http://www.rubaltic.ru/article/energetika-i-transport/anatoliy-sagalevich-ideya-mosta-na-kurshskuyu-kosu-vyzyvaet-opaseniya17022014/