Евгений Беляков
В конце 2008 года премьер Владимир Путин обрадовал
россиян.
- Под какую бы ставку гражданин ни взял автокредит, мы ее частично
компенсируем, - сказал премьер. - Тем, кто хочет купить машину,
произведенную в России, лучше сделать это в 2009 году.
"КП" проверила, как это обещание реализуется на практике.
Никто ничего не знает
Забегаю в автосалон
на Тульской, торгующий "Ладами".
- А кредит у вас оформить можно?
- Конечно, - откликнулась на мой вопрос одна из пяти девушек,
скучавших в отделе. - На какую сумму рассчитываете? Что хотите
взять?
- "Ладу Калину" или "Приору", хочу в 300 тысяч уложиться. Первый
взнос хотелось бы поменьше.
После небольшой калькуляции оказалось, что, к примеру, ВТБ 24 готов
выдать мне кредит под эффективную ставку около 20% годовых. То
есть, по расчетам, если я возьму в долг у банка 300 тысяч, то
переплатить в течение трех лет придется почти 170! В других банках
еще больше. Нет, такие условия мне не подходят.
- А дешевле никак? - интересуюсь.
- Можно оформить "классику" (это кредит в Сбербанке) под 11,5%
годовых. Но на рассмотрение заявки уйдет 5 рабочих дней и, помимо
паспорта, вам нужны будут справка 2-НДФЛ и копия трудовой. В других
банках ставки начинаются от 20%, но там мы можем все оформить за
час и только по паспорту.
- Ну я не тороплюсь. А субсидии по автокредитам через вас можно
оформить? Те, что Путин обещал?
- А, наверное, вы имеете в виду кредитование отечественных
машин? - быстро нашлась девушка. - У нас пока никаких распоряжений
нет. Но, думаю, это будет идти в первую очередь через
Сбербанк.
Бегу в ближайшее отделение Сбера, чтобы выяснить подробности.
- Автокредиты даете?
- Да, ставки от 11% годовых, - заверила меня консультант. -
Первоначальный взнос - минимум 20% от стоимости. За оформление
мы
возьмем с вас 6 тысяч рублей. Других комиссий нет, даже если вы
захотите погасить кредит досрочно.
- Отлично, а кредиты охотно выдаете? Говорят, из-за кризиса
требования ужесточились? И можно ли через вас субсидии
оформить?
- Да, как выдавали, так и выдаем. Ставки поднялись незначительно -
всего на 2%. Про субсидии я слышала, но пока официальной информации
нет. Анкету хотите заполнить?
Где обещанные субсидии?
Итак. Что в сухом
остатке? Кредит мне рады дать везде, но лучше всех, конечно, ставки
Сбера. Но там и условия пожестче. А вот с
субсидиями совсем глухо. Надо выяснять у чиновников.
- Вопрос пока еще в разработке, но в самой активной, - пояснили мне
в пресс-службе Минпромторговли. - Текст документа согласовывается
со всеми ведомствами, разрабатывается механизм выдачи субсидий. Не
хотим, чтобы он получился сырым. На подпись в правительство
документ попадет в ближайшее время.
Значит, лучше пока не торопиться. Тем более уже известны три
основных параметра. Первый - закон будет касаться только новых
авто, произведенных на территории России. То есть выбрать я смогу
всю палитру российской продукции (от "Оки" до "Волги") ну и
пару-тройку бюджетных иномарок, которые у нас собирают (подробнее
см. графику наверху). Второй - под субсидию попадут машины ценой до
350 тысяч рублей. И третий - машина должна быть куплена в кредит.
Правительство из собственного кармана оплатит покупателям 8,6%
ставки по кредиту (это 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, которая
составляет 13%).
Получается, если брать в коммерческом банке, то реальная ставка
опустится до уровня Сбербанка. А если брать в Сбере, то переплата
вообще будет почти нулевой. Заманчиво. Но такая щедрость от
правительства кажется подозрительной.
Зачем все это нужно?
- Это решение направлено на поддержку российского
автопрома, - говорит Михаил ПАК, аналитик ИФК "Метрополь". - К
примеру, под субсидии попадут все автомобили ВАЗа, ведь даже "Лада
Приора" в топовой комплектации стоит всего 330 тысяч рублей.
Правительство хочет поддержать спрос в этом
сегменте.
И правда. Предложение правительства
выгодно не только для простых россиян, оно в первую очередь
помогает АвтоВАЗу, ГАЗу и другим заводам. Как утверждает Росстат, в
ноябре производство на них сократилось на 25% по отношению к
октябрю. Часть сотрудников уволили, оставшимся срезали зарплаты. А
в декабре большая часть заводов вообще отправила своих рабочих на
каникулы - работа по сокращенному графику началась лишь с этой
недели.
Вот власти и решили помочь родному автопрому. В 2008 году продажи
росли в основном из-за кредитов. Тогда в долг покупали почти 50%
авто. В январе этого года, по данным Объединения автопроизводителей
России, в кредит берут всего 20% машин.
А простым гражданам от этого только плюс - можно будет под низкую
ставку кредита приобрести желанное авто. Конечно, дорогую иномарку,
например "Тойоту Камри", тоже собираемую в России, за 350 тысяч
рублей не купишь, но государство и не собирается помогать богатым -
они смогут накопить на машину самостоятельно. Качество
российских машин от субсидий, конечно, тоже не улучшится, но зато
АвтоВАЗу не придется сокращать сотрудников.
Теперь главное, чтобы инициатива премьера не завязла в бесконечных
согласованиях в коридорах министерств и ведомств. 2009 год уже
начался. "Комсомолка" будет следить за развитием событий.