РБК:Более 15 тыс. проданных в январе машин не было поставлено на учет в ГИБДД
Роман Асанкин
В январе на учет в ГИБДД было поставлено порядка
97 тыс. легковых автомобилей и LCV, тогда как, по статистике АЕБ,
было продано 115 тыс. машин. Расхождение данных участники рынка
объясняют игрой производителей с цифрами.
В январе число первичных регистраций в ГИБДД
новых автомобилей 73 брендов составил 88,4 тыс. штук - на 40,1%
меньше, чем за тот же период прошлого года. Такие данные РБК
предоставил один из крупных дилеров. Похожую динамику дает
«Автостат», который также ведет статистику на основе данных
регистрации ГИБДД. По словам исполнительного директора агентства
Сергея Удалова, в январе было зарегистрировано 89,9 тыс. новых
автомобилей, что на 38% меньше, чем годом ранее.
С учетом коммерческого транспорта (LCV) в январе
2015 года было поставлено на учет в ГИБДД 96,7 тыс. машин,
свидетельствуют данные «Автостата». Это на 37,3% меньше, чем в
январе прошлого года.
Данные по регистрации новых транспортных средств
отличаются от статистики продаж новых автомобилей, которую
обнародовала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). По ее данным,
продажи легковых и коммерческих автомобилей в январе снизились на
24,4%, до 115,4 тыс. штук.
По словам представителя АЕБ, компании, которые
участвуют в статистическом обмене, согласно договоренности
рапортуют о продажах конечному пользователю в месяц продаж. Как
правило, разрыв данных статистики продаж АЕБ и регистрации ГИБДД по
году не превышает 1-2%, подтверждают участники рынка. А в январе
прошлого года автовладельцы и вовсе зарегистрировали больше, чем
купили. По данным АЕБ, тогда было продано 152,7 тыс. новых легковых
и коммерческих машин, а поставлено на учет в ГИБДД 154,3 тыс.
автомобилей, свидетельствуют данные «Автостата». Обратный разрыв
мог возникнуть в результате разницы подходов к учету, но он
находится в рамках статистической погрешности, отметил Удалов.
Большой разрыв данных регистрации и продаж в
январе 2015 года мог произойти, потому что часть автомобилей,
проданных в декабре, была учтена только в январе, полагают
топ-менеджеры двух дилерских групп и сотрудник российского
автозавода. В декабре на фоне ажиотажного спроса многие
автопроизводители показали хорошие продажи, но часть из них
отразили только в следующем месяце, чтобы улучшить январскую
статистику, поясняют собеседники.
Кроме того, АЕБ учитывает продажи автомобилей в
целом, в том числе приобретенных покупателями из Белоруссии и
Казахстана. В конце 2014 года, на фоне возникшей разницы валютных
курсов, машины из России стали активно скупать для дальнейшей
перепродажи в странах Таможенного союза. Выгода доходила до $5 тыс.
на один автомобиль. Из 500 тыс. автомобилей, проданных на
территории России в ноябре-декабре, по данным АЕБ, около 90 тыс.,
по оценке PwC, приобрели покупатели из Казахстана и Белоруссии -
это почти 20%.
Различие данных в статистике продаж
и учета также может быть связано с длинными выходными в январе,
когда ГИБДД не работало, отмечает Андрей Рожков из ИФК
«Метрополь». Так или иначе данные регистрации
автомобилей более адекватно отражают состояние рынка, чем
статистика продаж, уверены два топ-менеджера официальных дилеров.
По словам одного из них, в феврале автопроизводителям будет нечего
«перебрасывать» с января, так как продажи были слабыми, поэтому за
февраль АЕБ покажет реальную картину положения дел на
авторынке.
Например, в феврале продажи Lada составили 23,64
тыс. штук - на 23,5% меньше, чем за аналогичный период годом ранее,
заявил во вторник в кулуарах конференции «Автостата» вице-президент
по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Денис Петрунин. По его словам, по
итогам месяца компания занимала 19,3-19,5% рынка. Исходя из оценки
АвтоВАЗа, совокупный объем продаж автомобилей в феврале может
составлять 121-122,3 тыс. штук. Это примерно на 41% меньше, чем в
феврале 2014 года.
***
Как белорусы и казахи покупали в России
Разница цен
Рост числа покупателей из Казахстана и
Белоруссии был зафиксирован в России еще в декабре 2014 года,
причем покупали они самые разные товары. По итогам прошлого года
валюты других стран подешевели не так сильно, как рубль, а
российские магазины пересматривали цены с задержкой. Так, в
середине декабря смартфон iPhone 6 Plus с памятью 16 Гб можно было
приобрести в российском Ulmart.ru за $677. В казахском Olx.kz он
тогда стоил $935, а в белорусском Technoshok. shop.by - $920.
Приоритет - бытовая техника
По данным UCS (одной из крупнейших
процессинговых компаний в России), уже в ноябре 2014 года
покупатели из Белоруссии потратили в российский магазинах на 78,31%
больше по сравнению с ноябрем 2013-го, казахи - на 32,51%. Жителей
Белоруссии и Казахстана больше всего интересовала бытовая техника -
стоимость покупок выросла сразу на 123,1 и на 121,85%
соответственно.
Авто: премиальный сегмент
Белорусы и казахи активно скупали и автомобили -
с конца октября до середины декабря они составили более 60% всего
покупательского трафика, говорил PR-директор компании «Рольф»
Светлана Браницкая. «В ноябре это стало настоящей тенденцией. В
премиальном сегменте доля покупателей из Белоруссии и Казахстана
может достигать 70%», - подчеркивает она.
http://top.rbc.ru/business/03/03/2015/54f5be689a7947408fc63acd