Россия и Евросоюз одновременно активизируют
работы по конкурирующим газопроводам "Южный поток" и Nabucco.
Эксперты тем временем сомневаются в реалистичности обоих
проектов
Иван Трефилов
Российский концерн "Газпром" и итальянская
энергетическая компания Eni 15 мая планируют подписать очередные
документы, связанные со строительством газопровода "Южный поток".
Планируется, что он пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в
Болгарию, откуда пойдут два ответвления — на юг Италии, а также в
Австрию и Германию. Eni отвечает за реализацию подводной части
проекта.
Все это происходит на фоне активизации
Европейского союза, продвигающего идею сооружения прямого
конкурента "Южного потока" — газопровода Nabucco, по которому газ
из Центральной Азии и Азербайджана должен пойти в Европу в обход
России. Неделю назад в Праге Евросоюз уже подписал с Азербайджаном,
Грузией, Турцией и Египтом политическую декларацию, призванную
ускорить его строительство. Тем не менее, пока перспективы
реализации обоих проектов, по мнению старшего аналитика
инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Александра Назарова,
вызывают больше вопросов, чем ответов - так как "с учетом новых
реалий в отношениях "Газпрома" со странами-транзитерами, а также с
поставщиками газа из Средней Азии, ресурсная база и финансирование
строительства не гарантированы ни "Южному потоку", ни
Nabucco".
Как считает большинство экспертов, главная
нерешенная проблема и "Южного потока", и Nabucco — получение
доступа к ресурсной базе. На саммите в Праге основные экспортеры
газа в Центральной Азии — Казахстан, Узбекистан и, прежде всего,
Туркмения — фактически отказались поддержать европейский проект.
Однако, как отмечает аналитик инвестиционной компании Financial
Bridge Дмитрий Александров, исходя из данных недавно проведенного
аудита запасов сырья в регионе, газа должно хватить на оба
газопровода. "Вопрос только в том, на сколько лет. Если не
принимать во внимание совершенствование технологий, то есть
увеличение коэффициента извлекаемости газа, то на протяжении 15 лет
можно быть уверенным в том, то снабжение газом будет возможно и по
"Южному потоку" и по альтернативному Nabucco, — говорит аналитик. —
Кроме того, не надо забывать, что Nabucco в перспективе настроен
еще и на газ из Ирана и Азербайджана. Поэтому источники здесь
достаточно диверсифицированы, но тут многое упирается в
политическую ситуацию вокруг Ирана".
Пока же успех в борьбе за туркменский газ,
который сегодня полностью закупает Россия, считается чуть ли не
решающим аргументом в судьбе двух альтернативных газопроводов.
Представители администрации США, также поддерживающей Nabucco,
уверены в том, что Туркмения хочет присоединиться к этому проекту,
но боится испортить отношения с Россией.
"Туркменские власти хорошо осознают
реальность. А она такова, что ни "Южный поток", ни Nabucco не будут
построены в ближайшие 7-10 лет, — комментирует Александр Назаров из
"Метрополя". — И до тех пор Туркмения, по большому счету, остается
с одной трубой, с одним путем экспорта газа — через Россию. Так что
полностью рвать все политические связи с Россией чрезвычайно
недальновидно. Конечно, будущая диверсификация поставок — это
неплохо. Но стоит помнить и о том, что Туркмении нужно зарабатывать
и в ближайшее время. В связи с этим принятое ей решение (отказ
подписывать декларацию по Nabucco. — РС.) вполне обоснованно. Кроме
того, вполне возможно, что о конкретных условиях по наполнению
Nabucco еще не договорились. Не исключено, что эти условия не
лучше, чем предложение России по транзиту туркменского
газа".
Впрочем, Туркмения все-таки может отдать
предпочтение европейскому проекту Nabucco, полагает Дмитрий
Александров из Financial Bridge — но только в том случае, если
российская сторона будет придерживаться жесткой и радикальной
позиции, не выполняя взятые на себя ранее обязательства по закупкам
газа. "Во многом проблема заключается именно в том, сколько газа
Россия готова сейчас закупать у Туркмении, — поясняет эксперт. —
Был сделан достаточно успешный и удачный ход с предложением
Туркмении европейской формулы ценообразования. Этим фактически была
решена судьба Nabucco, поскольку никакого смысла участвовать в его
строительстве для Туркмении не осталось. Но сейчас сокращение
объемов закупки весьма негативно для Туркмении, особенно в
кризисный период".
Однако Александр Назаров вообще ставит под
сомнение реалистичность обеих проектов в нынешних условиях. "Я бы
ни в коем случае не говорил о том, что Nabucco более реален, чем
"Южный поток", — комментирует старший аналитик ИФК "Метрополь". —
Скорее я бы сейчас говорил о том, что оба проекта теряют шансы на
реализацию. Здесь важна не только ресурсная база, но и
финансирование. Кто будет платить за строительство? И другой вопрос
— сама нужда в этих трубах. Необходимо учитывать, что газопровод
"Северный поток" находится на гораздо более продвинутой стадии, чем
обе южные трубы. Поэтому трубопроводных мощностей для снабжения
Европы газом из России и Средней Азии на ближайшие 15 лет, учитывая
изменение динамики спроса, может быть вполне
достаточно".
Впрочем, несмотря на текущие проблемы с
ресурсной базой, инициаторы строительства двух альтернативных
газопроводов оптимизма пока не теряют. Планируется, что Nabucco
будет введен в эксплуатацию в 2014 году, а "Южный поток" — годом
позже.