АвтоВАЗ продемонстрировал готовность и способность работать
по долгосрочным контрактам с крупными компаниями
Сергей
Столяров
АвтоВАЗ заключил соглашения о сотрудничестве с Магнитогорским
металлургическим комбинатом и ОАО «Лукойл». Для автозавода это в
большей степени имиджевый шаг, демонстрирующий финансовую
устойчивость предприятия и его готовность отвечать по своим
обязательствам. Это может повысить лояльность поставщиков и
позволит автогиганту избежать судебных исков из-за долгов по
поставкам комплектующих.
21 апреля президент АвтоВАЗа Борис Алешин и председатель совета
директоров ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК)
Виктор Рашников подписали генеральное соглашение о сотрудничестве,
сообщили в пресс-службе ОАО «АвтоВАЗ». ММК взял на себя
обязательства поставлять на автозавод гарантированный объем
металлургической продукции и обеспечивать ритмичность отгрузок. В
рамках соглашения комбинат организует научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы по разработке и производству
перспективных видов металлопроката. Освоение производства новой
номенклатуры начнется в мае 2009 года. Этими вопросами займется
специально созданная совместная рабочая группа, которая будет
отслеживать весь спектр технических и коммерческих вопросов во
взаимоотношениях ВАЗа с ММК. Кроме того, стороны договорились о
реструктуризации задолженности автогиганта перед комбинатом. Ее
сумма, по данным на 1 февраля, составляла 800 млн рублей.
Днем раньше Алешин заключил аналогичное соглашение с президентом
ОАО «Лукойл» Вагитом Алекперовым. Нефтяное предприятие обязалось
свое временно поставлять на автозавод бензин, дизтопливо, смазочные
материалы, в том числе моторные и трансмиссионные масла.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Михаила Пака,
заключение подобных соглашений для АвтоВАЗа является в большей
степени имиджевым шагом. «Предприятию важно продемонстрировать свою
способность и возможность работать по долгосрочным контрактам с
крупными поставщиками», – пояснил Пак. Эксперты сошлись во
мнении, что более значимым для ВАЗа является заключение соглашения
с «Магниткой». «Найти заменитель металла для автомобилей намного
сложней. При отсутствии же качественного бензина производитель
может использовать и суррогат», – говорит аналитик ИК «Церих» Олег
Душин.
Соглашение с «Лукойлом», по мнению Пака, наоборот, в
больше степени выгодно нефтяной компании. «В последнее время
нефтяников часто обвиняли в том, что они всю продукцию поставляют
на экспорт, в ущерб российскому рынку. В условиях падения мировых
цен на нефть «Лукойлу» важно показать, что он не дискриминирует
отечественных производителей», – пояснил эксперт. Душин
добавил, что из всей линейки поставляемой «Лукойлом» продукции
АвтоВАЗ наиболее заинтересован в своевременной поставке
автомобильных масел ввиду их дефицита на рынке.
Михаил ПАК, аналитик ИФК «Метрополь»:
- «Магнитка» согласилась на реструктуризацию задолженности
АвтоВАЗа, рассчитывая на господдержку, обещанную Владимиром Путиным
в ходе его визита на предприятие. Если бы компания подала на
автогиганта в суд, решение вопроса могло бы затянуться на
неопределенный срок. К тому же судебный процесс всегда влечет за
собой дополнительные расходы. Теперь у комбината появился реальный
шанс, что АвтоВАЗ погасит задолженность хотя бы в двух-
трехмесячный срок. С другой стороны, достижение этой договоренности
создает прецедент. У ММК появилось право взыскать долги в рамках
соглашения, а не в судебном порядке. Возможно, это послужит
примером и для других поставщиков АвтоВАЗа. Волжскому заводу это,
безусловно, выгодно, так как создается положительный вектор в его
взаимоотношениях с поставщиками.