АвтоЦентр: Украина потеряла 60% объемов автопрома из-за утилизационного сбора в России
Введение Россией утилизационного сбора на
легковые и грузовые автомобили привело к потере Украиной 60%
объемов производства автопрома.
--------------------------------------------------------------------------------
Об этом на вчерашнем заседании правительства заявил премьер-министр
Украины Николай Азаров, подчеркнув, что лишь «вынужденные
симметричные меры» затормозили стремительный спад украинского
автопроизводства. «Введение Российской Федерацией утилизационного
сбора на автомобили привело к тому, что отечественный автопром
потерял 60% объемов производства. Как следствие – стоял вопрос об
увольнении около 17 тысяч рабочих. И только вынужденные
симметричные меры, введенные нами, приостановили стремительный спад
в автомобилестроении», – сказал Николай Азаров.
Как пишет агентство «Итар-Тасс», утилизационный
сбор в России – основном рынке сбыта украинских автотранспортных
средств, был введен с 1 сентября прошлого года. При этом работающие
в России производители вместо уплаты сбора могут гарантировать
утилизацию автомобиля за свой счет, а для импортеров он является
обязательным. Для легковых автомобилей базовая ставка составляет 20
тысяч рублей, для грузовиков и автобусов – 150 тысяч рублей, и
корректируются в зависимости от литража двигателя и года выпуска
машины. По словам экспертов, утилизационный сбор увеличивает
стоимость ввезенного автомобиля на 7-15%, что для украинских
автопроизводителей, выпускающих модели в бюджетном сегменте, стало
ударом по конкурентоспособности их продукции. Исключений для
украинских производителей, на что рассчитывал Киев (в Россию
поставляют машины, например, «Укравто», «Богдан», «АвтоКрАЗ», ЛАЗ),
не было сделано, и в ответ Украина ввела свой аналог
утилизационного сбора.
За 9 месяцев 2013 года автозаводы Украины
произвели 32,8 тысячи автомобилей, продемонстрировав падение на
54,8%, из них легковых машин было выпущено 30 тысяч штук (-54,6%),
грузовых – 1,3 тысячи авто (-52,3%). Для сравнения, в России
производство легковых автомобилей за 9 месяцев, согласно данным
Росстата, составило 1,4 млн. единиц, показав снижение на 2,5%,
грузовых автомобилей – 145 тысяч штук (-5,5%).
По мнению аналитика RMG Андрея Третельникова,
системные проблемы украинских автопроизводителей связаны как с
введением утилизационного сбора в России (основной рынок сбыта для
Украины), так и со спадом потребительского интереса. В основном
Украина производит легковые автомобили самого низкого ценового
сегмента. Поэтому китайские модели автомобилей украинской сборки
конкурируют на внутреннем рынке Украины с российскими Lada
производства «АвтоВАЗа».
«Если речь идет о более дорогих автомобилях,
внутренний рынок Украины может приобретать только импортируемые
авто – в большинстве своем, произведенные в России. Продажи
«местной» продукции страдают из-за кризиса, снизившегося интереса к
продукции, различных пошлин и ограниченного выбора», – констатирует
Андрей Третельников.
«Основной украинский актив в части
автопроизводства – ЗАЗ, завод производит автомобили бюджетного
сегмента, и повышение цены экспортируемого на российский рынок
автомобиля отражается на интересе к нему. Снижение интереса со
стороны России приводит к снижению экспорта, в связи с чем у
Украины остается только внутренний рынок», – добавляет аналитик
«Метрополя» Андрей Рожков.
Между тем, на этой неделе президент России
Владимир Путин подписал закон, обязывающий российских
автопроизводителей платить утилизационный сбор наравне с
импортерами. Закон вступит в силу с 1 января 2014 года. В связи с
этим участники украинского автопрома рассчитывают, что это позволит
им восстановить утраченные из-за утилизационного сбора позиции и
повысить конкурентоспособность на российском рынке.