АВТО-ДАЙДЖЕСТ (ВПС) РОССИЙСКИЕ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ ИНФОРМАЦИЯ: гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов предложил
Источник: Глеб Столяров, Юлия Федоринова, Мария Рожкова "Новый руль
для Когогина", Ведомости, 03.11.2006, стр.Б1 "АвтоВАЗ" в 2005 г.
произвел 721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. - 132,5 млрд
руб., чистая прибыль - 1,4 млрд руб. Около 65%
"АвтоВАЗа" принадлежит его "дочкам" - AVVA, ЦО "АФК" и ИФК. С
декабря 2005 г. предприятие управляется ФГУП
"Рособоронэкспорт".
Этой осенью на "АвтоВАЗе" началась управленческая реформа. 5
октября внеочередное собрание акционеров концерна передало функции
его гендиректора управляющей компании "Корпоративный центр
"АвтоВАЗ". Но вопрос о том, кто возглавит эту компанию, до сих пор
открыт. В начале октября как о практически принятом решении
источники на "АвтоВАЗе" рассказывали, что этот пост займет нынешний
председатель совета директоров компании Владимир Артяков. В его
кресло, в свою очередь, должен был сесть гендиректор ФГУП
"Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов. Но Чемезов предпочел бы остаться
рядовым членом совета директоров "АвтоВАЗа" и у Артякова хорошие
шансы сохранить свой пост, говорят теперь источники на
"АвтоВАЗе".
Сейчас "Рособоронэкспорт" ищет нового кандидата на пост
гендиректора управляющей компании. Один из них - нынешний
гендиректор "Камаза" Сергей Когогин. Предложение возглавить
Корпоративный центр "АвтоВАЗа" поступило ему лично от Чемезова,
рассказал "Ведомостям" бизнесмен, знакомый с Когогиным. Но пока
Когогин не согласился и взял время подумать, подтверждает источник,
близкий к "АвтоВАЗу". С самим Когогиным 2 ноября связаться не
удалось. Советнику Когогина Эдуарду Ропницкому о таком предложении
шефу вообще ничего не известно, а представитель "АвтоВАЗа" от
комментариев на эту тему отказался.
Когогину в этом месяце исполнится 49 лет. Он возглавил "Камаз" в
2002 г., а до этого работал министром экономики и промышленности
Республики Татарстан. Многие коллеги Когогина полагают, что он один
из совладельцев "Камаза", а несколько чиновников и менеджеров
автомобильных компаний также считают, что крупный пакет акций этого
предприятия контролируют структуры "Рособоронэкспорта". Чемезов уже
несколько лет входит в совет директоров "Камаза". Возможно, потому
и пригласил Когогина, подозревают эксперты.
"Рособоронэкспорт" ищет на пост управленца "АвтоВАЗа"
лояльного человека, а Когогин - один из немногих, кто совмещает
лояльность и опыт работы в автопроме, отмечает аналитик "Метрополя"
Александр Жуков.
Переходить на новую работу Когогину не очень хочется, но отказать
Чемезову ему будет трудно, рассказывает бизнесмен, знакомый с
гендиректором "Камаза". Согласие стать у руля "АвтоВАЗа", по его
данным, Когогин обусловил несколькими вещами.
Во-первых, его обязанности и сфера ответственности как гендиректора
управляющей компании должны быть четко прописаны, а во-вторых, он
хочет сам набирать управленческую команду. Как к этим условиям
отнеслись в "Рособоронэкспорте", не известно, представитель ФГУПа
от комментариев воздержался. Но и сам Когогин скорее всего
откажется, уверены в отрасли. Сейчас "АвтоВАЗ" - проблемное
предприятие, а на "Камазе" период кризиса уже миновал и Когогин
хорошо чувствует себя на должности гендиректора, рассуждает
топ-менеджер одной из автомобильных компаний. С ним соглашается
топ-менеджер "Камаза". "Выводить "АвтоВАЗ" из кризиса - задача
неблагодарная, - говорит он. - Ее решение зависит не только от
менеджерских качеств человека, который за нее возьмется". С ними,
по мнению исполнительного директора Объединения автопроизводителей
России Игоря Коровкина, у Когогина все в порядке. Благодаря ему
"Камаз" вышел из кризиса, он грамотно подбирает команду, принимает
взвешенные и продуманные решения, говорит Коровкин. Один из
подчиненных Когогина напоминает, что с его приходом на "Камаз"
завод удвоил производство до 42 тыс машин в год, капитализация
компании сейчас составляет $1,2 млрд и она готова к выходу на
международный фондовый рынок.
Кроме Когогина "АвтоВАЗ" неоднократно предлагал руководство
производственной площадкой в Тольятти исполнительному директору
ГАЗа Алексею Баранцеву, но переговоры ничем не закончились. Но то,
что "Рособоронэкспорт" наконец-то начал искать себе управленцев
среди профессионалов в автопроме, хорошо для "АвтоВАЗа", отмечает
аналитик "Уралсиба" Кирилл Чуйко. Правда, менеджер одной из
компаний, близких к "АвтоВАЗу", уверен, что если с Когогиным
договориться не получится, то у руля "АвтоВАЗа" вновь станет
кто-нибудь из "Рособоронэкспорта", а не человек извне.