Новости
1  Июня  2009
ИА «РОСБАЛТ»: Схватка за Opel: Германия поставила на Россию

Виктор Степанян

Германский автоконцерн Opel — лакомый кусок империи General Motors (GM) — перешел под контроль международного альянса в составе производителя автокомплектующих Magna, а также Сбербанка и группы ГАЗ. Правительство Германии предпочло видеть в капитале Opel российский и канадский бизнес, нежели итальянский автоконцерн Fiat.

Сбербанку отошло 35% акций, 20% акций приобрела Magna, 10% акций — в руках трудового коллектива Opel. У самой GM остались 35%. По данным The Wall Street Journal, консорциум, возглавляемый Magna, получит не только германское подразделение Opel, но и британское Vauxhall, а также бизнес по выпуску автомашин Chevrolet в России. Формальное подписание контракта состоится через пять недель.

До сих пор в основном иностранные автоконцерны строили в России заводы и покупали доли в действующих предприятиях (например, блокпакет «АвтоВАЗа» достался французскому Renault). Cделка по Opel была под вопросом буквально до последнего момента — как потом призналась федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель, выбирая между предложениями итальянской компании Fiat и русско-канадской командой, переговорщики даже советовались с американским президентом Бараком Обамой.

Напомним, GM находится на грани краха и сегодня должен обратиться с заявлением о банкротстве с целью защиты от кредиторов: только перспектива быстрого и добровольного банкротства с последующим переходом крупнейшего автогиганта США под контроль государства освободит его от непосильного долга.

По данным СМИ, итальянцы фактически сами вышли из переговоров. Как заявил президент компании Серджио Маркионне, Fiat «сделал все, что мог», и улучшать свое предложение не намерен. Компания предлагала на базе собственных активов и активов GM Europe (Opel, Vauxhall и Saab) создать второго по величине после Volkswagen автопроизводителя в Европе. Переговоры в Берлине, по мнению Маркионне, свелись к одному вопросу: кто готов немедленно предоставить Opel кредит на 450 млн евро. С этим требованием неожиданно выступила GM, хотя до этого все были уверены, что сумма экстренного кредита достигает 100 млн евро. Magna сразу заявила, что готова выделить эти деньги, если немецкое правительство предоставит госгарантии на данную сумму. Fiat оказался более осторожным и не стал рисковать. По данным The Financial Times, GM прогнозирует убыток Opel до налогов и процентных выплат в 2009 году более $3 млрд, так что возможно Fiat поступил верно.

На стороне Magna оказались и профсоюзы, поскольку руководство Fiat собиралось сократить 10 тыс. рабочих, из них большую часть — в Германии. Как сообщил Bloomberg со ссылкой на немецкие власти, Magna же может сократить в Германии 2,6 тыс. рабочих, а по всей Европе — 11 тыс., но ни один из заводов в Германии не будет закрыт.

В результате Fiat проиграл, а русско-канадский консорциум должен вложить в Opel 700 млн евро. Уже в ближайшее время Magna должна предоставить Opel 300 млн евро для поддержания операционной деятельности. Финансирование с российской стороны берет на себя Сбербанк. А германские власти уже на следующей неделе предоставят Opel краткосрочный заем в объеме 1,5 млрд евро, а также госгарантии на кредиты в объеме 4,5 млрд евро на пять лет. Новые владельцы обязаны сохранить все четыре завода Opel в Германии, на которых сегодня работают 25 тыс. человек.

Главным хозяином Opel становится Magna, которая будет осуществлять оперативное управление компанией, поэтому эксперты неоднозначно оценивают сделку. Так, по мнению, заместителя руководителя аналитического департамента компании «СОВЛИНК» Ольги Беленькой, покупка Opel позитивна для «индустриального партнера» сделки — ГАЗа — с точки зрения загрузки автомобильных заводов и доступа к новым технологиям; выгоды Сбербанка (одна из наиболее вероятных — последующая перепродажа своей доли ГАЗу по более высокой цене) далеко неочевидны. Хотя у главы Сбербанка Германа Грефа на этот счет особое мнение: «Мы как банк заинтересованы, чтобы за счет приобретения таких активов была реструктурирована автомобильная отрасль РФ. Участие России в сделке по приобретению компании Opel поможет модернизации отечественной автомобильной промышленности».

Сделку с Opel можно рассматривать как еще одну попытку Олега Дерипаски выстроить взаимовыгодное сотрудничество с Magna, которое прекратилось прошлой осенью, не продлившись и года. Из-за экономического кризиса концерну «Русские машины» (в него входит группа ГАЗ) пришлось расстаться с купленным за $1,5 млрд пакетом Magna, находившимся в залоге у банка BNP Paribas, кредитовавшего сделку.

На этот раз, по мнению аналитика инвестиционной компании «Метрополь» Михаила Пака, группа ГАЗ наиболее удачно определила свое место в консорциуме в качестве «индустриального партнера». «При его существующей долговой нагрузке претендовать на долю в компании вряд ли разумно, да и российское правительство, от которого ГАЗ ждет поддержки, не поняло бы компанию», — говорит эксперт.

Напомним, задолженность ГАЗа перед поставщиками начала образовываться осенью 2008 года, когда группа стала испытывать трудности с продажами автомобилей из-за резкого падения объема кредитования дилеров и населения. ГАЗ предупредил производителей комплектующих и металла о задержке платежей, и ряду поставщиков, в том числе металлургам, пообещал расплатиться только в середине 2009 года. Дело в том, что во II полугодии ГАЗ рассчитывает выйти на безубыточную операционную деятельность. Кроме того, на вторую половину года приходится выполнение основного объема госзаказа, и ГАЗ планирует увеличить ежемесячное производство коммерческой автотехники.

Сегодня для ГАЗа важно загрузить простаивающие мощности по сборке легковых автомобилей и остаться в этой нише. Пока ситуация на рынке легковых автомобилей неблагоприятна для группы, но в будущем все может измениться. Как отмечает руководство ГАЗа, производственная площадка группы в Нижнем Новгороде позволяет организовать выпуск до 180 тыс. автомобилей ежегодно. Сейчас на этой линии выпускаются автомобили Volga Siber, не пользующиеся особой популярностью. Однако компания достаточно быстро (за 6-9 месяцев) может перепрофилировать конвейер под выпуск модели Opel. Также группа ГАЗ может предоставить услуги более 200 своих дилеров по всей России.

Взамен российская компания рассчитывает получить доступ к технологиям Opel и увеличить загрузку своих производственных мощностей. ГАЗ давно ведет поиск западного «стратега», имеющего современные технологии по производству массового легкового автомобиля, и участие в сделке с Opel может открыть перед ней новые перспективы. Кроме того, для ГАЗа сейчас важно локализовать в России производство комплектующих Magna, что перспективно при любом раскладе на авторынке.

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.