Александр Тутушкин, Кирилл Хрипунов
Президент «Транснефти» Николай Токарев хочет
объединить два конкурирующих нефтепроводных проекта — Бургас —
Александруполис и Самсун — Джейхан. «Мы <...> видим реальную
перспективу объединения», — заявил Токарев корпоративному журналу
«Трубопроводный транспорт нефти», добавив, что это уже обсуждается
с турецкими, итальянскими и греческими партнерами. И партнеры «с
интересом отнеслись к идее». Не упомянул Токарев только Болгарию,
заметив, что та в принципе тянет с ответом, нужен ей Бургас —
Александруполис или нет.
Оба проекта имеют одну цель — направить
экспортные потоки из Черноморского бассейна в обход перегруженных
турецких проливов Босфор и Дарданеллы. По данным «Транснефти»,
через них транспортируется 110 млн т нефти и 45 млн т
нефтепродуктов в год. Россия участвует в проекте Бургас —
Александруполис с 2007 г., хотя старт его строительства не
известен. А к строящемуся Самсун — Джейхан страна собралась
присоединиться только в прошлом году. В октябре «Роснефть» и
«Транснефть» подписали с участниками этого проекта — Италией и
Турцией — протокол о взаимопонимании.
Экономических причин для объединения двух
проектов нет, считает аналитик «Метрополя» Алексей Кокин. «Россия
явно сделала выбор в пользу Турции благодаря тому, что та
поддержала газопроводный проект “Южный поток”, — полагает эксперт,
— и нынешнее заявление Токарева не что иное, как подготовка почвы
для похорон проекта Бургас — Александруполис».
Российские участники Бургас — Александруполис
комментировать это не стали, как и идею Токарева. Представители
инвесторов Самсун — Джейхан — итальянская Eni и турецкая Calik на
запросы «Ведомостей» не ответили.