УК не смогла зарегистрировать номер телефона
в названии фонда
Яков Ефременко
Впервые участник отечественного рынка
коллективных инвестиций попытался зарегистрировать ПИФ, в названии
которого содержался номер справочного телефона управляющей
компании. Однако ФСФР отказалась утвердить правила фонда «Алемар —
фонд олимпийский 8 (800) 600 1234» под управлением УК «Алемар».
Помимо телефонного номера чиновников не устроило слово
«олимпийский», которое, по их мнению, могло бы ввести пайщиков в
заблуждение. УК «Алемар» планирует создать интервальный ПИФ
смешанных инвестиций «Алемар — фонд олимпийский 8 (800) 600 1234»,
портфель которого будет состоять как минимум на 50% из акций
компаний, причастных к подготовке к Олимпийским играм 2014 года в
Сочи. Правила фонда уже были направлены в ФСФР, однако на прошлой
неделе служба отказала в их регистрации. Уведомление об этом,
говорит гендиректор УК Виталий Сотников, в компанию еще не
поступило. «Ознакомившись с претензиями ФСФР, мы попытаемся
зарегистрировать фонд снова»,— отметил Сотников. В ФСФР вчера от
официальных комментариев отказа лись. Однако источник в службе
пояснил, что регулятора смутил не только номер телефона в названии,
но и присутствие в нем слова «олимпийский». «Это могло бы ввести
пайщиков в заблуждение, поскольку инвестстратегия ПИФа была
практически та же, что и у обычных фондов смешанных инвестиций»,—
отметил чиновник. Сотников же говорит, что номер телефона указан
для удобства будущих пайщиков. «Это может позволить им опера тивно
получить информацию о деятельности ПИФа»,— добавил он. Это первый
случай на российском рынке коллективных инвестиций, когда
справочный телефон указывается в названии ПИФа. Оригинальность этой
идеи, несмотря на ее неудачу, была высоко оценена участниками
рынка. По мнению вице-президента УК «Тройка Диалог» Андрея
Звездочкина, теоретически подобный проект может иметь определенный
эффект. «Для названия ПИФа важно информационное наполнение, поэтому
подобный ход интересен»,— считает директор по маркетингу и продажам
УК «Райффайзен капитал» Александр Бару. За десятилетнюю
историю существования ПИФов в России управляющие компании выбрали
два основных принципа, по которым строится название. Как правило,
оно либо отражает инвестиционную стратегию ПИФа (например, «АВК —
фонд акций»), либо представляет собой абстрактное название,
отсылающее клиента к историческим и мифологическим персонажам или
предметам (на пример, «богатырские» фонды УК «Тройка Диалог» —
«Добрыня Никитич», «Илья Муромец», «Садко»). УК Росбанка использует
тему драгоценных камней («Алмаз», «Гранат», «Изумруд»), а УК
«Метрополь» — древнегреческую мифологию («Афина», «Зевс»).
Встречаются и совсем странные названия, такие как «Булдырабыз» (УК
«Успешная»), в переводе с татарского — «Мы можем», или «Вы
финансист» (УК «Кубанская). По словам Звездочкина из «Тройки
Диалог», которая свои новые отраслевые ПИФы называла уже согласно
стратегии, клиенту сложно ориентироваться в оригинальных названиях.
Руководитель направления коллективных инвестиций компании «ОФГ
инвест» Игорь Рябов считает, что пайщики могут, перепутав фонд,
инвестировать средства, например, в более агрессивную стратегию,
чем планировали. А Бару считает, что для коллективных инвестиций
больше подходят названия, «действующие на ум, а не на чувства
клиента». «На этом рынке гораздо важнее информация о продукте, чем
оригинальность его названия»,— считает он.