Концерн думает основать производство в
Питере
Ирина Малкова, Андрей Мусатов
Nissan ищет площадку для строительства
собственного завода в России. Если японский автоконцерн сделает
выбор в пользу Северо-Западного региона, преимущества которого уже
оценили Ford и Toyota, Петербург фактически станет второй
автомобильной столицей страны. Nissan Motor – второй по величине
автопроизводитель в Японии после Toyota. 44,4% акций компании
принадлежат французской Renault. За девять месяцев 2005 финансового
года Nissan продала 2 653 648 автомобилей по всему миру. Выручка за
этот период составила $60,59 млрд, чистая прибыль – $3,1 млрд. За
первые три квартала прошлого года в России было продано
32 905 новых автомобилей Nissan. Но, несмотря на
внушительный рост продаж — на 73,6%, пока эта компания отстает
от японских конкурентов Mitsubishi (продано 39 064) и Toyota
(45 418). Nissan надеялась исправить ситуацию за счет
производства машин в России. В качестве вариантов рассматривались
организация производства на мощностях завода родственного
автоконцерна Renault (СП “Автофрамос”), создание СП с какой-нибудь
российской компанией (в частности, с ГАЗом) и строительство завода
с нуля. Хотя последний вариант считался наиболее дорогостоящим и
рискованным, именно он теперь выглядит самым реальным. По словам
одного из правительственных чиновников, японская компания сейчас
активно ищет площадку для строительства. В качестве возможных
вариантов рассматривались Нижегородская, Московская и Калужская
области. Но в Нижегородской области, по словам собеседника
“Ведомостей”, Nissan не устроило расположение площадки с точки
зрения будущей логистики. А теперь Nissan присматривается к
Санкт-Петербургу. Источник в администрации города сообщил
“Ведомостям”, что компании предложен участок в северо-западной
части Петербурга. “Речь идет о строительстве производства, которое
на первоначальном этапе будет аналогично по мощности первой очереди
завода Toyota (25 000), — рассказывает он. —
Представители компании периодически запрашивают дополнительную
информацию по техническим деталям предлагаемого участка, но пока
никаких договоренностей по строительству завода администрация не
заключала”. Представитель Nissan в России Татьяна Натарова говорит,
что “принципиального решения о строительстве завода в России пока
нет и компания продолжает изучать существующие возможности”.
“В том, что Nissan может организовать производство в
Петербурге, нет ничего удивительного, — считает аналитик
"Метрополя" Александр Жуков. — Губернатор Валентина Матвиенко
неоднократно отмечала, что приветствует создание сборочных
производств”. Независимый эксперт автомобильного рынка
Сергей Алексейчук добавляет, что “Петербург очень удобен для
иностранных автопроизводителей c точки зрения логистики: они
могут использовать местный порт для ввоза комплектующих и сборочных
комплектов, а в перспективе — организовать вывоз готовых
автомобилей в страны Западной Европы, организация сборки в которых
нерентабельна”. Сейчас, по словам эксперта, Nissan завозит
автомобили в Россию через финский порт Ханко. “Желая заполучить
иностранных инвесторов, власти города наверняка предложат им
максимально льготные условия”, — рассуждает Алексейчук. Один
из профильных чиновников в правительстве подтвердил “Ведомостям”,
что Nissan рассчитывает воспользоваться механизмом промышленной
сборки. Какие автомобили будет выпускать в России Nissan, пока не
известно. Агентство “Интерфакс” со ссылкой на анонимный источник
сообщило вчера, что речь может идти о дорогих марках внедорожников
Pathfinder, Navara и Murano.“Российский рынок пока не в
состоянии поглотить в год больше 5000-10 000 автомобилей
такого класса, — считает Жуков. — Если их сборка
действительно будет организована, то производство, скорее всего,
будет небольшим”. По мнению Алексейчука, логичнее
всего для российского рынка выглядела бы организация производства
автомобилей стоимостью от $15 000 и выше. Для Nissan это
прежде всего марки Almera и Primera. Но, по свидетельству чиновника
из администрации Санкт-Петербурга, на переговорах с Nissan
модельный ряд пока не обсуждался.