Эсминцы прибыльнее кастрюльПромышленные предприятия избавляются от
выпуска ТНП
Анатолий Темкин
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Выпуск сковород и кухонных
моек больше не интересует крупные заводы. Большинство предприятий
тяжелой промышленности избавляются от производства товаров
народного потребления (ТНП), доля которого в общей выручке заводов,
по оценкам экспертов, составляет не более 5%.
Производство товаров народного потребления было
навязано крупным промышленным предприятиям еще советским
правительством, которое в 60-х гг. таким образом пыталось
обеспечить население товарами повседневного спроса. А в середине
80-х гг. по программе конверсии на выпуск ТНП стали переводить и
“священные” до того момента оборонные заводы.
Например, “Красный выборжец” (КВ) тогда начал
выпускать посуду с антипригарным покрытием. Чтобы продавать ее,
завод совместно с концерном Tefal основал дочернюю компанию,
сообщил менеджер “Красного выборжца”, просивший не называть его
имени. В эпоху кризиса неплатежей эта “дочка” обеспечивала
предприятие живыми деньгами, иногда доля средств от продажи посуды
достигала 50% в денежном обороте завода, вспоминает он. В 2002 г.
на КВ пришли новые собственники, и акции “Тефал и КВ
Санкт-Петербург” (к тому времени у КВ оставалось 40% акций) решено
было продать. “Дочка” приносила минимальные дивиденды, а ее оборот
составлял всего около 1% от доходов завода. Акции были проданы
менеджерам СП, и с тех пор “Тефал и КВ Санкт-Петербург” лишь
арендует цех на КВ. Судостроительное предприятие “Северная верфь” в
те годы освоило производство кухонных моек, мебели, электродов.
Выпуск ТНП позволял получать живые деньги и поддерживать
стагнирующее основное производство, рассказывает пресс-секретарь
завода Светлана Ермолаева. Но, получив крупные заказы на постройку
судов, верфь сосредоточилась на основном виде деятельности, а
побочные производства распродала. Некоторые из них, по словам
Ермолаевой, до сих пор работают на территории верфи, но уже как
самостоятельные юрлица, арендующие площади. А на “Ижорских заводах”
цех по производству ножей и вилок закрыли еще в начале 90-х гг. —
выпуск столовых приборов оказался убыточным для предприятия,
которое специализируется на создании оборудования для атомных
электростанций, в том числе корпусов атомных реакторов. Крупным промышленным предприятиям
сейчас невыгодно самостоятельно заниматься выпуском товаров
народного потребления, говорит аналитик ИК “Метрополь” Денис
Нуштаев. “Конкуренции с азиатскими товарами они все равно не
выдерживают ни по цене, ни по качеству”, — поясняет аналитик. Впрочем, говорит Нуштаев,
побочные производства на некоторых предприятиях смогли выжить
благодаря тому, что руководство предприятий нашло новые рынки сбыта
или старые потребители сохранили верность производителю. Но даже в
этом случае выручка от производства ТНП в общем объеме продаж
предприятия, по его оценке, редко превышает 5%. Схожее мнение
высказывает и заместитель гендиректора консультационной компании
“Альт” Дмитрий Сироткин. На крупных промышленных предприятиях
побочные производства ТНП должны отмереть, считает он. “Они сильно
распыляют финансы и очень тяжело составить представление об их
экономике, если финансовые потоки с побочных производств
учитываются вместе с основными”, — говорит аналитик. Сироткин
добавляет, что предприятия сейчас получают дополнительные средства
от аренды неиспользуемых в основном производстве площадей. “Аренда
заменила поступления от производства ТНП”, — говорит он. Но
некоторым предприятиям удалось сделать свои потребительские товары
успешными на рынке. На “ЛОМО”, например, в 2003 г. доля
фотоаппаратов “ЛОМО-компакт” в объеме продаж гражданской продукции
составила около 19%, почти достигнув уровня 1985 г. — 21%.
Производство фотоаппаратов выжило случайно, говорит советник
гендиректора “ЛОМО” Лазарь Залманов. Этот цех, вспоминает он, к
1996 г. был практически остановлен, оставалось только сборочное
производство полуавтоматической камеры “ЛОМО-компакт”. Она не
выдерживала конкуренции с азиатскими “мыльницами”, занявшими рынок
дешевых фотоаппаратов, поясняет Залманов, и остатки аппаратов,
хранившихся на складе, “ЛОМО” раздарило первоклассникам к 1
сентября. Однако помощь пришла, откуда не ждали. В 1992 г. два
австрийца — Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер увлеклись съемкой
на камеру “ЛОМО-компакт” и создали в Австрии Ломографическое
общество. В 2000 г. “ЛОМО” заключило с обществом 15-летний
контракт, предоставив ему эксклюзивное право на продажу 500 000
“компактов”.